Стр. 170 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Юрий Булатов
164
щей верхушки. Это выступление представителей тамошней знати
не было поддержано коренным населением, так как ясак не только
не был обременительным, но его дифференцировали с учетом до-
статка якутского населения. С рядовых жителей Якутии государевы
сборщики дани брали по одному соболю в год, с богатых - один со-
боль с четырех голов скота. С безлошадных ясак вообще не брали,
полагая, что без лошади человек не может охотиться. Ясак был не
безвозмездным, он считался службой для царя. И сдавший его полу-
чал «государево жалование» - топоры, иглы, ткани и т. д
6
. В связи с
тем, что Якутия, по сути, стала основным поставщиком пушнины к
царскому двору, в 1630 году правительственным указом якуты были
объявлены российскими подданными.
Летописи хранят и другие сведения по истории освоения Яку-
тии русскими. В 1631 году, например, отряд казаков во главе с
В.Мартыновым был направлен для сбора дани в Якутию. Мест-
ные жители встретили русских казаков ружейным огнем. Однако
их сопротивление было сломлено, сбор ясака вновь восстановили.
В ответ в 1634 году якуты взяли в осаду Ленский острог. Осада этого
русского бастиона продолжалась два месяца, но взять острог якуты
так и не смогли. Освоить Якутию, чья территория и ныне в шесть раз
превосходит по площади территорию современной Франции, задача
была многотрудная. Для закрепления за собой Якутии не только де-
юре, но и де-факто царизму потребовался не один десяток лет.
Военные столкновения русских с бурятами и тунгусами в XVII ве-
ке в большей степени носили эпизодический характер и вскоре сме-
нились мирными отношениями. Примером может служить тот факт,
что буряты, обозначавшиеся в прошлом этнонимом «лесные монго-
лы», в контактах с русскими поселенцами стали именоваться «бра-
ты», то есть братья. Впоследствии этот «русский» этноним бурятов
будет увековечен в названии Братской гидроэлектростанции, возве-
денной в Сибири на Ангаре в годы советской власти. Следует также
отметить, что в отношениях между бурятами и русскими отсутст-
вовала как национальная, так и социальная рознь. В 1696 году имел
место совместный стихийный протест русских поселенцев и бурятов
против феодальных порядков, установленных в регионе. Впервые в
истории Сибири был создан интернациональный орган - «мирской
совет», куда вошли 16 русских и 10 бурятов.
Учитывая пассионарный настрой тунгусов и бурятов, царское
правительство предусмотрело для них возможность зачисления не