Май, 2016
            
            
              Российско-китайское доверительное стратегическое партнерство...
            
            
              99
            
            
              Китаем территории в пользу России. Эти материалы призваны отра-
            
            
              жать и наглядно иллюстрировать очень давно сложившиеся и укоре-
            
            
              ненные в Китае представления об особенностях его территориаль-
            
            
              ного формирования и интегрирования различных национальностей
            
            
              в его государственный массив с древнейших времен. Игнорировать
            
            
              или отбрасывать такие взгляды было бы неразумно и бесполезно,
            
            
              иначе оказывается затуманенным уяснение логики китайских мен-
            
            
              тальных построений, будь то в научно-академическом или в практи-
            
            
              ческо-деловом ключе. Это вовсе не исключает сторонних критиче-
            
            
              ских подходов к их отдельным аспектам.
            
            
              Коль скоро после образования КНР для официальных властей
            
            
              подобные карты не служили доводом для оглашения требования
            
            
              возвратить такие земли, то отождествлять их существование с ре-
            
            
              альным предъявлением территориальных претензий, называть
            
            
              «картографической агрессией» было бы по меньшей мере некор-
            
            
              ректным. Тем более после того, как в договоре 2001 года в форме
            
            
              взаимных обязательств стороны зафиксировали отсутствие террито-
            
            
              риальных претензий друг к другу.
            
            
              Никуда не уйти от того, что каждая страна слагает и трактует
            
            
              национальную историю по-своему, выпускает соответственно со-
            
            
              ставленные исторические карты (достаточно посмотреть на боль-
            
            
              шинство государств постсоветского пространства). Подчас это
            
            
              выглядит конъюнктурно-эпатирующе, но главная забота видится
            
            
              в том, чтобы не допускать втягивания подобных вещей в полити-
            
            
              ческий дискурс отношений с другими странами, соскальзывания в
            
            
              броские, но тупиковые пропагандистские выверты в угоду сиюми-
            
            
              нутным интересам.
            
            
              Уместно заметить, что в советский период предметом скру-
            
            
              пулезного рассмотрения на переговорах с КНР был и среднеази-
            
            
              атский отрезок границы от Монголии до Афганистана. В годы ее
            
            
              становления во второй половине XIX века имели место случаи ка-
            
            
              тегорического неприятия китайским императорским двором уже
            
            
              подписанных чиновниками договорных текстов. Царское прави-
            
            
              тельство шло на их серьезный пересмотр компромиссного харак-
            
            
              тера (это к тому, что тогдашний Пекин не был таким уж безволь-
            
            
              ным и безропотно подчинявшимся чужому давлению в том, что
            
            
              касается прокладки границы).
            
            
              Из-за преобладания высокогорного труднодоступного рельефа
            
            
              в ряде мест граница оказалась делимитированной «на глазок», по-