«Международная жизнь»
Виктор Самойленко
70
В отношениях с великими державами государства Ассоциации
с самого начала, насколько это позволяли региональные условия и
международная обстановка, пытались отстаивать принцип равно-
удаленности. Но на практике это получалось у них далеко не всегда.
Из-за американской агрессии в Индокитае и раскола стран ЮВА на
два враждующих лагеря говорить о «равноудаленности» было невоз-
можно. После поражения США во Вьетнаме и прекращения противо-
стояния в регионе, а затем и расширения АСЕАН за счет вступления
в ее ряды всех государств ЮВА у асеановцев появилась возможность
продвигать принцип равноудаленности на практике. Суть его в том,
чтобы проводить политику национальных интересов, развивать связи
со всеми государствами и избегать вовлечения Ассоциации в реше-
ние чуждых для нее задач. При этом политика равноудаленности ни в
коей мере не ограничивает страны АСЕАН в развитии взаимовыгод-
ного сотрудничества со всеми государствами, прежде всего теми, что
установили с АСЕАН отношения диалогового партнерства.
Еще в 1995 году на сессии АРФ, которая состоялась в Брунее, мини-
стры иностранных дел стран Ассоциации и их внерегиональных парт-
неров одобрили концептуальный доклад о направлениях деятельности
Регионального форума АСЕАН. В этом документе отмечалась особая
роль, которую играет АСЕАН в деле укрепления мира и безопасности
в АТР
13
. Для асеановцев это имело в первую очередь важное психоло-
гическое значение, являлось признанием ключевой роли АСЕАН.
Благодаря твердому следованию своим основополагающим прин-
ципам, страны ЮВА сумели за прошедшие годы найти пути прими-
рения своих противоречий, устранить опасность повторения кон-
фронтации, снизить риски конфликтов друг с другом. Им удалось
повысить устойчивость своей региональной Ассоциации и ее чле-
нов к внешним негативным воздействиям. В асеановском лексиконе
такая устойчивость получила название «сопротивляемость».
При возникновении трений или локального противостояния между
отдельными странами АСЕАН, как это время от времени все же имеет
место, например между Таиландом и Камбоджей, вовлеченные в спор
государства стремятся проявлять сдержанность, политическую му-
дрость и не доводить дело до открытого конфликта. При этом осталь-
ные государства АСЕАН, не становясь на сторону того или иного
участника конфликта, с готовностью берут на себя роль посредников и
примирителей, включаются в переговоры и делают все, чтобы не дать
эмоциям выйти за приемлемые рамки. Подобный алгоритм поведения