«Международная жизнь»
Александр Горелик
46
звана содействовать «объективной тенденции рассредоточения гло-
бальной экономической и политической мощи»
3
.
При этом достигать в Организации благоприятного для большин-
ства исхода дипломатических акций можно, только если государства
будут отказываться от максимизации собственных выгод. А значит,
потребуется мало-мальски согласованное поведение с их стороны.
Понятно, что иллюзии в этом смысле должны быть минимальны,
ибо самоограничение не только держав, но и мелких стран не явля-
ется их modus operandi. Однако ответственным игрокам (наверняка
думает Гутерриш) предстоит настаивать на подобном самоограни-
чении и регулярно подавать в этом пример.
ГЕНЕРАЛ ИЛИ СЕКРЕТАРЬ?
Генеральный секретарь, согласно Уставу ООН, является «глав-
ным административным должностным лицом» Организации. На
самом же деле его функции
ощутимо шире
. Вопрос только в том -
насколько. Реальная ситуация определяется самой жизнью, в том
числе конкретной персоной руководителя Секретариата.
В самом титуле поста заложена двойственность. С одной сторо-
ны, это секретарь, то есть должностное лицо, отвечающее за рабо-
ту всей ооновской бюрократической машины. Но с другой - гене-
ральный (в английском, оригинальном языке Устава, это означает
someone who has complete responsibility for a particular area of work).
Из такой «доброжелательной» трактовки следует взгляд на Генсека
как на рупор и олицетворение воли международного сообщества.
Недаром его подчас называют «мирским папой», или «гарантом
состоятельности Устава», либо еще «хранителем принципов ООН».
Правда, дипломаты крупных держав таких характеристик сторонят-
ся. Да, в своем двойном качестве Генсекретарь не может не иметь
собственного мнения и не занимать позиции по крупным мировым
проблемам. Однако нельзя сказать, что он по-настоящему свободен
в высказываниях и действиях, ибо большей частью должен руковод-
ствоваться коллективными решениями главных органов ООН, мне-
ниями больших групп государств.
Отцы-основатели ООН взяли в 1945 году за образец пост главы
Лиги Наций и попытались сделать новую фигуру несколько более
самостоятельной. Так, в Уставе появилась новаторская статья 99.