Стр. 49 - V

Упрощенная HTML-версия

Апрель, 2017
Кому нужен сильный Генсекретарь ООН?
47
Она наделяет Генсекретаря правом «доводить до сведения Совета
Безопасности о любых вопросах, которые, по его мнению, могут
угрожать поддержанию международного мира и безопасности», то
есть - потенциально - немалой инициативностью.
К этому часто цитируемому положению примыкает ссылка в ста-
тье 98 на то, что глава ООН выполняет и «другие» функции, кото-
рые возлагают на него генеральная Ассамблея, Совет Безопасности,
ЭКОСОС. Ключевые среди таких функций - посредническая, бро-
керская («добрые услуги») деятельность, превентивная дипломатия,
хотя список этим далеко не исчерпывается. Добавим, что формаль-
но Генсекретарь является руководителем не только в Секретариа-
те Организации Объединенных Наций, но и во всей системе ООН,
хотя там он «царствует, но не правит».
Начиная с отличавшегося особой амбициозностью Дага Хаммар-
шёльда, (глава ООН с 1953 по 1961 г.), генсекретари с той или иной
настойчивостью старались расширять рамки своих полномочий.
В попытке сделать так, чтобы Секретариат мог действовать более
самостоятельно, пусть и не подменяя СБ или любой иной из глав-
ных органов, каждый осуществлял политические функции.
Скажем, Кофи Аннан привез из Багдада в 1998 году соглашение
о «разоруженческих» инспекциях, которое выглядело очень мно-
гообещающим и помогло на том этапе избежать катастрофических
военных последствий. Пан Ги Мун, получив в 2013 году «зеленый
свет» от Совета Безопасности на расследование химического досье
Дамаска, опирался на «механизм Генсека» (резолюцию ГА от 1987 г.,
давшую главе Секретариата особый мандат расследовать сообщения
об использовании химического, биологического и токсинного ору-
жия). Вообще, до самого конца своего срока он играл заметную роль
в подготовке и проведении многочисленных раундов женевских пе-
реговоров по Сирии.
При этом суть остается неизменной: функция Генерального секре-
таря сопряжена с огромной ответственностью, но имеет ограниченную
реальную власть. Правительства не очень любят, когда UN Chief пыта-
ется говорить от имени всего международного сообщества, не согласо-
вав свой черновик с ними. Вообще они, как правило, не прочь напом-
нить, кто «в доме хозяин». Ну а если Генсеку доводится расходиться во
мнениях с кем-то из «пятерки» постоянных членов СБ, ему это может
выйти боком. Скажем, в 1996 году американцы без угрызений совести
заветировали переизбрание Бутроса Бутроса-Гали на второй срок.