«Международная жизнь»
Дмитрий Данилов
38
ными задачами эти закупки и затребованные экстраассигнования,
но они пока не обоснованы, не определены и не согласованы. От-
вета на вопрос, на какие именно цели необходимо было бы мобили-
зовать дополнительные ресурсы, не только нет, но этот вопрос даже
не поставлен.
Если вести речь о заявленных приоритетах политики безопас-
ности администрации Трампа - контртерроре и кибербезопасно-
сти, то и здесь заявка Вашингтона на больший вклад европейцев в
НАТО остается слишком неопределенной. Каким образом, напри-
мер, европейцы могли бы внести вклад в НАТО, чтобы содейство-
вать антитеррористической коалиции в Ираке и Сирии? Какая тут
вообще может быть роль НАТО с большим европейским участием,
которая пока сводится к выделению самолетов AWACS для воен-
ных операций коалиции под руководством США? Или урегулиро-
вание в Афганистане, где Д.Трамп планирует развернуть еще одну
американскую операцию, наряду, а не совместно с операцией НАТО
«Resolute Support Mission»?
Другими словами, очевиден разрыв между целью «ВР-2/20», с
одной стороны, и неопределенностью четких ориентиров и задач
оборонного строительства под эти расходы - с другой. Если даже
Германия увеличит свой оборонный бюджет в 2017 году на 8% в те-
кущих ценах (по утверждению Столтенберга), то это, очевидно, бу-
дет связано с конкретными «короткими» планами - например, с ро-
стом численности Бундесвера на 7 тыс. человек и новыми задачами
на восточном фланге. Другие страны (Балтии) за счет дополнитель-
ных вложений укрепляют свою территориальную оборону, инфра-
структуру и т. д. Но в целом требование Трампа увеличить военные
расходы не привязано к реальным военно-политическим и опера-
тивным потребностям и поэтому европейцы имеют весомые осно-
вания воспринимать это как ситуационный политический популизм,
демонстрацию жесткости в отстаивании американских интересов,
но не как практическую политику и реальную жесткость.
Рост военных расходов в европейских странах НАТО не коррели-
рует напрямую с их вкладом в увеличение военно-экономического и
технологического потенциалов Европы, особенно учитывая ограни-
ченность как внутренних, так и экспортных рынков. Он, напротив,
несет в себе риски усиления позиций американского ВПК и экс-
портного потенциала и, как следствие, ослабление европейских по-
зиций. Достаточно сказать, что до сих пор инициативы европейских