Стр. 41 - V

Упрощенная HTML-версия

Апрель, 2017
Североатлантический альянс: бремя Трампа
39
стран по укреплению европейского рынка военных технологий и
промышленности, в том числе через Европейское оборонное агент-
ство (EDA) и деятельность Комиссии по укреплению европейской
оборонной промышленно-технологической базы и общего рынка, не
дали видимых результатов.
США, лидирующие на мировом рынке вооружений, в свою оче-
редь, предпримут все усилия, чтобы замкнуть потенциальное уве-
личение военных расходов европейцев («2/20») на себя, в том числе
через каналы военно-технического сотрудничества, программы за-
купок вооружений и кооперационные связи европейских компаний
с ведущими американскими технологическими, производственными
и финансовыми корпорациями. Другими словами, каждый «новый»
евро рассматривается как дополнительные европейские инвестиции
в американский доллар и рост американского ВПК, а значит - как
фактор большей европейской зависимости в военно-политической
и экономической сфере, как инструмент усиления конкурентных
позиций США. Соединенные Штаты вполне успешно апробирова-
ли такую стратегию, например, в 1980-х годах в рамках программы
Стратегической оборонной инициативы (СОИ) Р.Рейгана, задейст-
вовав на ее выполнение в рамках американо-европейской коопера-
ции передовой научно-технический и технологический потенциалы
европейских компаний.
Очевидно, в Европе это отчетливо понимают. Парадоксально,
но в нынешних условиях дополнительное финансирование об-
щей европейской оборонной промышленности повышает риски
большей зависимости Европы от США. Для некоторых стран, не
обладающих существенным военно-экономическим потенциалом
(страны Балтии, Румыния, Польша), вполне вероятно, и открыва-
лись бы новые возможности, связанные с развитием связей с США
и получением от них многоплановой, в том числе экономической
отдачи (spin-off). Однако для ведущих европейских государств
(Франции и Германии) и ЕС в целом подобное американское укре-
пление в Европе еще больше повышало бы риски и потенциаль-
ные ущербы - ослабление вектора европейской оборонной авто-
номии, общего европейского и экспортного рынка вооружений и
оборонных технологий.
Поэтому возможность получения краткосрочных политических,
а в ряде случаев экономических дивидендов от увеличения военных
бюджетов объективно ослабляло бы Европу и ее лидеров в долгосроч-