Апрель, 2017
Огненная кругосветка
121
но. А по ночам шел и следующие два дня. Как мы уже знаем, на
третью ночь «Микоян» все-таки перехватили итальянцы. Но, как
это уже подробно описано в отечественной историографии, он
прорвался на Кипр.
Куда меньше известно о том, с какой новой военно-политической
проблемой столкнулся капитан Сергеев в подмандатной тогда бри-
танцам Палестине, когда пришел в Хайфу. Там, в Хайфе, в декаб-
ре 1941 года, экипаж «Микояна» застала новость о том, что отны-
не, после Пёрл-Харбора, Британия находится в состоянии войны не
только с Германией и Италией, но и с Японией. А это значило, что
изначальный план идти во Владивосток через британские владения
в Индийском океане не работал: пусть даже сам СССР вступит в
войну с Японией только в 1945 году, британские коммуникации уже
оказались в прицеле ВМС микадо.
Что же было делать? В Центральном музее ВМФ России в Санкт-
Петербурге хранитель его Корабельного сектора Г.М.Рогачев пока-
зал мне неописанную ранее в отечественной историографии карту
с пояснениями, составленными мотористом «Микояна», старшиной
2-й статьи Н.И.Кузовым. Из нее следует, что именно в Хайфе капи-
тан «Микояна» принял решение изменить маршрут. Задумка состо-
яла в том, чтобы, пройдя Суэцкий канал и Красное море, не повора-
чивать на Восток (на Индию - Сингапур - Гонконг), а идти на Юг. То
есть, пройдя вдоль берегов Африки, обогнуть мыс Доброй Надежды
и, преодолев Атлантику, вырваться на просторы Тихого океана, че-
рез который и достичь советского Дальнего Востока.
Правда, здесь британские союзники поступили двояко. С одной
стороны, узнав о таких планах, они попросили, чтобы сопровождав-
шие «Микоян» советские танкеры по пути в ЮАС зашли еще и в
Персию. Загрузились там нефтью и доставили ее на Юг Африки,
где как раз готовилась англо-французская операция, задачей кото-
рой было отбить у вишистов остров Мадагаскар.
Но, с другой стороны, пойдя навстречу британцам, советские
моряки так и не получили от них какого-то серьезного вооруже-
ния. В итоге капитан Сергеев был вынужден отдать весьма не-
обычный приказ в корабельные мастерские. Они на «Микояне»
имелись великолепные: фрезерные, токарные, сверлильные стан-
ки, верстаки и т. п. - все, что нужно, чтобы выполнять в походе
сложные работы по обслуживанию и ремонту бортового оборудо-
вания. Но теперь приказали выточить на этих станках из дерева...