Стр. 122 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Сергей Брилёв
120
Он был фигурой необычной. На своей странице на сайте «Бес-
смертный полк» внучка капитана Елена Калло теперь открыто
написала, что вообще-то он был никакой не Сергеев, а сын цар-
ского офицера-петербуржца Ростовцева-Слепнева
5
. Однако в Гра-
жданскую войну он выбрал сторону красных и сменил фамилию на
«Сергеев». К началу Великой Отечественной, несмотря на свое, ко-
нечно, неканоническое для советских времен происхождение, Сер-
геев был уже дважды орденоносцем: прошел Испанию, где воевал
под псевдонимом «дон Корнелио Гуардиа Лопес».
Итак, в августе 1941 года капитан Сергеев увел вверенный ему
«Микоян» из Николаева в Севастополь. Там на ледокол установили
орудия и пулеметы и зачислили в состав РККФ уже в ранге вспомо-
гательного крейсера (вот почему в начале этой статьи я назвал его
«крейсером-ледоколом»). Осенью 1941 года на корабле появились
военные: старший политрук Новиков, капитан-лейтенанты Холин и
Марлян, старший лейтенант Сидоров, старший инженер-лейтенант
Злотник и др. «Микоян» - участник героической обороны главного
порта Крыма. Именно на борту «Микояна» из Севастополя были
эвакуированы фрагменты знаменитой диорамы об обороне города в
предыдущую войну XIX века.
Но в ноябре 1941 года, зайдя в Батуми, «Микоян» получил приказ
готовиться к совершенно другой миссии. 25 ноября корабль вышел в
Стамбул. Там, в Турции, на борт прибыл советский военно-морской ат-
таше капитан 1-го ранга К.К.Родионов. Доставленный им приказ ГКО
гласил: из Стамбула идти в порт Фамагуста на британском Кипре.
Расчет был на то, что на выходе из Дарданелл «Микоян» встре-
тит британский эскорт. Но эти надежды не оправдались. В Стамбуле
британские представители сообщили советским морякам то, о чем
мне рассказывал историк Эндрю Ламберт: Королевский флот понес
в Средиземноморье такие потери, что «эскортирование русского ле-
докола не было приоритетом».
Между тем (и эту сцену мы тоже реконструируем в нашем филь-
ме) у «Микояна» немедленно замаячили лодочки вроде как с рыбака-
ми и туристами. На самом деле это были агенты абвера; благо и стоял
«Микоян» в Стамбуле как раз напротив германского консульства.
В итоге капитан Сергеев понял, что уходить надо побыстрее,
и решился на одиночный прорыв в ночь с 30 ноября на 1 декабря
1941 года. Несмотря на то, что немцы явно передали итальянцам
информацию о «Микояне», из Стамбула он все-таки ушел незамет-