Апрель, 2017
Огненная кругосветка
119
были у СССР. Запас угля (2900 т) обеспечивал дальность плавания
до 6 тыс. миль. Путь до советского Дальнего Востока предстоял еще
большим, но Москва уже состояла в союзнических отношениях с
Лондоном, и пополнение запасов угля в портах Британской империи
проблемы не представляло.
Проблема была в другом. Разоружили-то «Микоян» для того, что-
бы он мог соответствовать правилам прохождения через нейтраль-
ную Турцию. Но за Босфором и Дарданеллами его ждало Средизем-
ное море, которое буквально кишело фашистскими (итальянскими)
кораблями и гидросамолетами.
Собственно, с помощью огромных катеров Росморпорта и
ВМФ РФ и с участием поднявшихся на их борт курсантов МГУ
им. адм. Г.И.Невельского мы с режиссером Тухарели и реконстру-
ировали (пусть и в Амурском заливе) тот бой, что «Микоян» дал в
Эгейском море. Там его перехватили сначала итальянские катера,
а потом и итальянские самолеты-торпедоносцы. Чудо: «Микоян»
отбился от них с помощью, в частности... брандспойтов: сбивая
из них итальянских автоматчиков на борту катеров и отпугивая
струей самолеты на бреющем полете. Удачей можно считать, что
один из их снарядов попал в спасательный катер, на котором были
бочки с горючим. Их взрыв и осколки от попаданий пуль в сам
«Микоян» оставили след из деревяшек и даже спасательного круга
с названием судна. В ночи итальянцы подумали, что разделались с
самим «Микояном», и прекратили преследование. Когда назавтра
«Микоян» подошел к британской базе Фамагуста на Кипре, англи-
чане не могли поверить, что это он.
Но этого боя могло и не состояться. Могло не состояться само
плавание. Это вообще чудо, что к ноябрю 1941 года «Микоян» был
в строю.
НЕОПИСАННАЯ КАРТА
Уже 5 августа над верфями в Николаеве, где достраивался «Ми-
коян», появились фашистские бомбардировщики, а 16 августа
враг захватил город. Однако «Микоян» успел вырваться из запад-
ни: не дожидаясь приемочных испытаний, корабль вывел в море
и направил в Севастополь командир, тогда капитан 2-го ранга
С.М.Сергеев.