Стр. 120 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Сергей Брилёв
118
Одним из моих собеседников в фильме будет английский исто-
рик Эндрю Ламберт. Интервью с ним в Лондоне мы специально за-
писали на борту стоящего на вечном приколе крейсера «Белфаст».
Так мы поступили не только потому, что с телевизионной точки
зрения это выигрышная картинка (напротив мгновенно узнаваемо-
го Тауэр-бриджа и т. п.). Дело в том, что «Белфаст» - участник Се-
верных конвоев в советское Заполярье. Стоя на борту «Белфаста»,
Эндрю Ламберт уточнил: помимо серьезных потерь, которые англо-
американцы понесли потом в Арктике (вспомним хотя бы гибель
весной 1942 г. крейсера «Эдинбург» с грузом золота от советско-
го Внешторгбанка), уже в декабре 1941 года флот Его Величества
понес знаковые потери и в Средиземноморье. А именно: в гавани
Александрии, в Египте, итальянцы торпедировали линкоры «Куин
Элизабет» и «Вэлиант». Дословно Эндрю сказал: «Адмиралтейство
вынуждено было даже блефовать: торпедированные корабли держа-
ли на плаву, чтобы итальянцам казалось, что они все еще в строю.
Гибель двух других линкоров в Сингапуре и потери, связанные с
подкреплением британской армии в Греции, означали, что для Коро-
левского флота наступил самый печальный момент».
На таком фоне и в Лондоне с Вашингтоном, и, конечно, в Мо-
скве тем более задумались над тем, чтобы к летней навигации
1942 года гарантированно заработал альтернативный, скажем так,
«тыловой» маршрут поставок: Северный (или, как его называли
англосаксы, Северо-Западный
4
) морской путь. Там опасность быть
атакованными немцами представлялась значительно меньше и, со-
ответственно, не надо было думать, откуда брать корабли для бое-
вого сопровождения.
Но где взять необходимые для расчистки Севморпути ледоколы?!
На Дальнем Востоке их не хватало. Те же ледоколы, которые нахо-
дились на Балтике, блокированы в Ленинграде.
Вот тут в Ставке и вспомнили про только-только спущенный на
воду «Микоян». Построили его на заводе им. А.Марти в Николаеве,
на Украине. Там, на Черном море, он и оставался. Но из-за своей
осадки «Микоян» не мог перейти с Черного моря на Севморпуть по
внутренним водным артериям, по каналам. Поход неизбежно пред-
стоял через Мировой океан.
К этому-то ледокол был приспособлен. Его построили по так на-
зываемому «проекту 51» (также известному как «Иосиф Сталин») и
он стал одним из четырех самых современных ледоколов, которые