Апрель, 2017
Огненная кругосветка
117
хиве в Гатчине. Штамп на последнем листе дела гласит (орфогра-
фия сохранена): «6 ноября 1941 г. в 11 h 05 m об’явлен приказ о ра-
зоружении крейсера»
2
.
Разоружили его, чтобы он мог пройти через проливы нейтраль-
ной Турции. А дальше ему надлежало идти к... тому самому Тока-
ревскому маяку во Владивостоке, а оттуда - на Севморпуть! А еще
через год с небольшим, 26 ноября 1942 года, «Микоян» обогнул уже
и мыс Канин нос: тот, что разделяет Белое и Баренцево моря. И та-
ким образом, по сути, оказался почти на том же меридиане, что и
Батуми. Вот она - кругосветка.
Между этими датами - 6 ноября 1941 года и 26 ноября 1942 года -
ледокол успел побывать в Турции, на Кипре, в Палестине, пройти че-
рез Суэцкий канал, зайти в Кению (а сопровождавшие его танкеры -
еще и в Персию) и, пополнив запасы в Южной Африке, пересечь
Атлантику, затем, пройдя вдоль Антарктиды, дойти до Уругвая. Отту-
да через Магелланов пролив - в Тихий океан. А по пути на советский
Дальний Восток были еще заходы в Чили, Перу, Панаму и США.
При этом, забегая вперед, замечу, что, даже когда «Микоян» уже
покинул пределы Британской империи (тогдашний британский до-
минион Южно-Африканский Союз, ЮАС), он оставался предме-
том весьма детальной переписки Форин-офиса. Это, в частности,
следует из найденного мной в Национальном архиве в Лондоне
доклада о «Микояне», который британский посланник в Монтеви-
део Ралф Стивенсон направил на имя Энтони Идена. Копии пись-
ма были разосланы в британские дипмиссии в Сантьяго-де-Чили,
Буэнос-Айресе и Вашингтоне
3
. То есть это была поистине глобаль-
ная международная операция.
Впрочем, здесь я, конечно, сильно забежал вперед. Но а действи-
тельно: зачем было нужно совершать такой переход?!
На самом деле ответ - где-то даже на поверхности.
На следующий день, после того как «Микоян» был разоружен и
стал готовиться к дальнему походу, 7 ноября 1941 года, прошел ле-
гендарный парад на Красной площади. И хотя бы по кадрам хрони-
ки все мы знаем: в тот год снег в Москве лежал уже в начале ноя-
бря. Очень снежной и очень суровой зима 1941-1942 года была на
всем севере Евразии. И, в частности, было понятно, что на следу-
ющий год будет куда сложнее «распечатать» скованный той зимой
небывалыми льдами Севморпуть. А он был нужен как альтернатив-
ный маршрут для поставок из США в СССР.