«Международная жизнь»
Сергей Брилёв
122
бутафорские пушки, чтобы хотя бы с их помощью отпугивать вра-
жеские субмарины.
Да, вы правильно догадались: по Индийскому океану «Микоян»
вновь шел в одиночку. Британцы наотрез отказывались включать
в свои конвои угольный ледокол, из трубы которого валил черный
дым, выдававший расположение караванов.
На первый взгляд ситуация объяснимая. Вот и Эндрю Ламберт
в Лондоне уверял меня, что «британцы дискриминировали не рус-
ских, а их топливо». Правда, когда по ходу командировки в Брита-
нию наша съемочная группа добралась до пригорода Эдинбурга,
где нас ждала встреча с шотландцем-ветераном Северных конвоев
Джеймсом Симпсоном, тот удивил меня, во-первых, рассказав, что
о подвиге «Микояна» британские моряки знали уже тогда (эту ин-
формацию разнес неформальный «океанский телеграф», когда мо-
ряки рассказывают истории друг о друге). Во-вторых, Симпсон
удивил меня, уверяя, что он своими собственными глазами видел в
составе конвоев и угольные пароходы тоже.
Как бы то ни было, говорить о том, что британцы
бросили
«Ми-
коян», тоже не будет верным. В отчете британской дипмиссии в
Уругвае вполне определенно говорится, что, когда «Микоян» при-
был в Монтевидео из Дурбана, на его борту были 13 советских
офицеров, 127 советских моряков, но и трое британцев во главе с
офицером связи лейтенантом И.Дж.Ансоном
6
. То есть британцы
рисковали: не своими кораблями, но своими жизнями.
Как признает британский посланник в Уругвае Стивенсон,
«у капитана и экипажа «Микояна» остались не очень счастливые
воспоминания о пребывании в Южной Африке, где, судя по все-
му, они встретили прохладный прием»
7
. В то же время известно,
что под конец пребывания в ЮАС экипаж «Микояна» ждал прият-
ный сюрприз: перед переходом в Южную Америку на борт были
загружены живые коровы и бараны для пропитания. Но, чтобы
не нарваться на немцев (которые нет-нет да и в 1942 г. норовили
пробиваться в Южную Атлантику), Сергеев решил вести «Мико-
ян», по сути, вдоль кромки антарктических льдов. Да, это неволь-
но стало первой заявкой советского флота (и вообще Советского
Союза) на то, чтобы потом, после войны, оказаться ведущим иг-
роком не только на Крайнем Севере, но и на Крайнем Юге, в
том
Заполярье. Но в 1942 году никакого опыта плавания в тех широ-
тах у советских моряков еще не было. Очевидно, это их и подвело.