Апрель, 2016
Постмайданные перспективы евразийской интеграции
65
так как они способствовали усиленной замене советской идеологии
на этническую идентичность. К тому же такая клановая идентич-
ность выступала в качестве защитной реакции против идеологиче-
ского влияния Запада.
Однако очень скоро эта форма структуризации политической
сферы выявила свою ограниченность и опасность для правящих
элит и прежде всего непосредственно для глав государств. В тех го-
сударствах, где власть президента достаточно сильна (в Казахста-
не, Узбекистане), инерцию клановых противостояний удается пре-
одолевать, а там, где власть первого лица слабее (в Таджикистане,
и особенно Кыргызстане), значимость этого фактора по-прежне-
му высока. Так, например, в условиях коллапса формализованных
структур современного Кыргызстана политические кланы прочно
встроены в механизмы выдвижения элит. Каждый род Кыргызста-
на насчитывает, как правило, несколько тысяч человек и остается в
современных условиях фактором социальных гарантий для населе-
ния. Наличие в составе клана или рода высокого начальника авто-
матически укрепляет позиции всех членов, а его поражение, напро-
тив, снижает статус клана.
На сегодняшний день в Кыргызстане зарегистрировано около
190 политических партий, очень часто возникают новые объедине-
ния, однако большинство из них существуют лишь в форме проекта,
созданного под выдвижение того или иного представителя элиты.
Реальную силу имеют не политические объединения и непонят-
ные для большинства населения названия партий, а кланово-родо-
вые связи, опираясь на которые тот или иной политик участвует в
борьбе и претендует на долю во власти. Такая система отношений
обязательно включает в себя характерные для всех центральноази-
атских республик отношения «патронажа», когда во всей пирамиде
власти принято подбирать себе окружение из числа родственников
или земляков.
Борьба между этноклановыми структурами - это борьба за рас-
пределение бюджетных ресурсов, которая связана с расстановкой
сил на ключевых постах государства. Основная цель таких струк-
тур - обеспечение адаптации населения к нестабильным условиям
функционирования государственных институтов. Так, например,
право в стране действует весьма избирательно и специфическим
образом. Право, по сути, является квазирегулятором, который слу-
жит прикрытием беззакония и ширмой для других форм регуляции,