Стр. 66 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Шарбатулло Содиков, Константин Сафронов, Эльнур Мехдиев
64
Придание общественным отношениям большей политизации -
важнейшая характеристика постсоветского существования таких го-
сударств, как Казахстан, Кыргызстан. В Узбекистане - и тем более
Туркменистане - ситуация не сильно изменилась со времен Совет-
ского Союза: общественные отношения остаются максимально де-
политизированными, а реальной альтернативой правящих режимов
выступает радикальный ислам.
С одной стороны, Казахстан и Кыргызстан, при всем их разли-
чии, Узбекистан и Туркменистан, а также отчасти Таджикистан - с
другой, выстраивают различные модели государственного строи-
тельства. Если Казахстан и Кыргызстан пытаются реализовывать
многовекторность и допускают свободу мнения во внутриполити-
ческом процессе, то остальные республики Центральной Азии идут
по закрытому варианту общественных отношений. Особенностью
первой модели является значительная политизация общественных
отношений, второй - полная закрытость, стремящаяся к герметично-
сти и подавлению альтернативных точек зрения по самому широко-
му спектру вопросов. Эти процессы проходят в Центральной Азии
на фоне доминирования кланово-племенных структур в социальных
отношениях и неокрепших политических институтов, не имеющих
длительного опыта собственной государственности.
СУВЕРЕНИТЕТ РЕСПУБЛИК ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ КАК
НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Реалии евразийской интеграции наталкиваются на препятствия в
виде восприятия населением внутриполитических процессов в ка-
тегориях традиционных социальных регуляторов, таких как клано-
вые и родовые связи. Даже советская модернизация не смогла ни-
велировать эти ментальные схемы. В период существования СССР
можно было наблюдать своеобразный тоталитарно-традиционный
симбиоз, при котором негласно государственные посты распреде-
лялись между представителями различных родоплеменных элит.
Все это «заливалось соусом» советской идеологии и подавалось в
готовом виде населению.
С обретением республиками Центральной Азии суверенитета
произошла полная реабилитация кланово-родственных ментальных
схем, которые на первых порах были выгодны правящим режимам,