Апрель, 2016
О неоевразийской идентичности России
31
щей вестернизации. Эта система ценностей способна внести вклад
в гармонизацию мира, создание условий для сохранения и расцве-
та многообразия культур и цивилизаций, развития конструктивно-
го диалога между ними.
Говоря о самоидентичности России и ее народов, нельзя не учи-
тывать геополитические факторы. Ведь 2/3 территории России - это
Сибирь и Дальний Восток. Помимо русских и близких к ним других
славянских народов, в России проживают еще более 100 крупных
наций и народностей, в том числе десятки коренных народов Сиби-
ри и Дальнего Востока, которых уже никак нельзя «пристегнуть» к
Европе, не встав на порочный путь вестернизации или обанкротив-
шейся концепции мультикультурализма.
Азиатские страны и народы относят Россию к европейской куль-
туре, а европейцы, особенно западные, рассматривают Россию пре-
имущественно в азиатском ключе. Ни одна из этих точек зрения не
дает полного представления об идентичности российской, особенно
русской культуры. Игнорирование евразийской сущности геополи-
тического положения России и ее цивилизационной идентичности,
доминирование евроцентризма в идеологии и политике, попытки
представить всю территорию России как пространство «большой
Европы» - все это порождает противоречия в развитии страны и
ведет к непрерывным колебаниям в ее политике, подрывает межна-
циональную сплоченность русских и других народов России, при-
водит к размыванию идентичности культуры и ослаблению положе-
ния России на мировой арене.
Показательный пример этому - неучастие РФ (по крайней мере,
до недавнего прошлого) в диалоге лидеров Европы и Азии на не-
которых важных политических форумах. Представители западных
стран полагают, что Россию должны рекомендовать для участия в
диалогах азиатские страны, так как большая часть территории Рос-
сии находится в Азии. Азиатские страны, ссылаясь на то, что Рос-
сия постоянно настаивает, что она европейская держава, считают,
что ее должны представлять европейские государства.
К сожалению, и внутренняя политика России со времен Петра I
не отличалась последовательностью в решении вопросов о геополи-
тической и цивилизационной идентичности страны и ее культуры.
Петр I толкал Россию в Европу. В советское время В.И.Ленин и ряд
его ближайших последователей призывали бороться с азиатскими
компонентами русской политики и культуры («азиатчиной»). Все