«Международная жизнь»
Михаил Титаренко, Владимир Петровский
30
отнюдь не безобидна и может порождать весьма нежелательные
последствия. Такой подход ведет к размыванию национальной
идентичности русского народа и принижению исторической роли
русской культуры и русской цивилизации как в рамках России, так и
мировом масштабе.
Отождествление русской и российской культур снижает роль
культур других народов нашей страны, ведет к игнорированию спе-
цифических черт и особенностей культур других народов, также
вносящих большой вклад в становление российской культуры как
компендиума общих специфических черт и достижений, создающих
симфонию культурного разнообразия и цивилизационного развития
всех народов России.
В свое время Н.Я.Данилевский уместно заметил: «Ни истинная
скромность, ни истинная гордость не позволяют России считаться
Европой... Только выскочки, не знающие ни скромности, ни благо-
родной гордости, втираются в круг, который считается ими за выс-
ший; понимающие же свое достоинство люди остаются в своем
кругу, не считая его (ни в каком случае) для себя унизительным, а
стараются его облагородить так, чтобы некому и нечему было за-
видовать»
14
.
Но, помня противоречивую историю царской России, нельзя впа-
дать и в другую крайность, когда все позитивное в нашей истории
было объявлено славянским. Тот же Н.Я.Данилевский, говоря о Рос-
сии как об «усыновленной Европе»
15
, призывал помнить о вкладе
других этносов в российскую идентичность. Именно опираясь на
такой подход, можно определить самоидентичность российского эт-
носа, государства и элит.
«Синонимизация» понятий российской и русской культур в СМИ
и государственной практике, порождаемая чиновничьим небреже-
нием или невежеством, дает повод представителям других нацио-
нальностей упрекать деятелей русской культуры и великую русскую
культуру в неуважении культур других, не русских народов России.
Так русские интеллигенты, деятели культуры, русские патриоты-го-
сударственники оказываются без вины виноватыми.
Российская и русская культура, творчески заимствуя и развивая
многие достижения западных и восточных культур, выработала
систему цивилизационных ценностей, способную во взаимодейст-
вии с другими восточными цивилизациями стать конструктивной
альтернативой агрессивной и разрушительной идеологии всеоб-