Апрель, 2016
О неоевразийской идентичности России
29
русской культуре, русскому языку, другим компонентам нашей общ-
ности и придерживаться евроцентристских подходов, что поощря-
ет замену русского языка и русской культуры как транслятора куль-
тур малых народов английским языком и, соответственно, усиление
влияния чуждой традициям этих народов американо-европейской
культуры.
Игнорирование евразийской сущности нашей культуры, по сути
дела, ведет к подрыву единства и разрушению цивилизационно-
го «обруча» России. Евразийская же парадигма ведет к сплоче-
нию народов, населяющих Россию, вокруг русской культуры. Еще
крупнейший исследователь мировой цивилизации А.Дж.Тойнби
отмечал, что «русские в отношениях с нерусскими лишены чувст-
ва презрения к другим нациям». По его словам, «это действительно
дружелюбная и достойная восхищения русская традиция»
11
.
Русский народ является капитальным стержнем российской го-
сударственности и самой многочисленной нацией, выработавшей
уникальную культуру и объединившей под своим началом огром-
ную территорию. Русские установили отношения добрососедского
сотрудничества, сосуществования и соразвития более чем со 120 на-
циональностями и народностями. Авторы фундаментального труда
«Русская доктрина» справедливо отмечают: «Русская культура - это
высочайшая культура усвоения социальных ценностей. Русские, ус-
ваивая культурные богатства различных традиций, предпочитают
ни от чего не отказываться, ни от чего не отрекаться. Благодаря это-
му качеству нашей культуры в России может ужиться все ценное,
что выработало человечество»
12
.
По мнению авторов вышеупомянутого труда, «русская доктрина
по существу мировая, но обращена в первую очередь к самой Рос-
сии»
13
. В этом смысле она является принципообразующей основой
евразийства, идейным ориентиром государственного строительства,
внутреннего взаимообогащающего диалога между национальны-
ми культурами и внутри единой российской цивилизации. Некото-
рые политики и авторы научных трудов по вопросам культурологии
нередко предпочитают не подчеркивать стержневую роль русской
культуры и русской цивилизации в становлении и развитии единой
российской цивилизации.
Они и в том случае, когда речь идет именно о русской культу-
ре, опыте и традициях русской цивилизации, называют ее россий-
ской культурой, российской цивилизацией. Подобная небрежность