Стр. 34 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Михаил Титаренко, Владимир Петровский
32
это усиливало доминирование евроцентризма в политике страны и,
в частности, принижало значение исконно русских, славянских кор-
ней и компонентов российской цивилизации. В практической поли-
тике подобные тенденции выражались и выражаются до сих пор в
том, что евроцентризм доминирует во всем. Он получил конкретное
экономическое и политическое оформление:
- в концентрации основных средств и стратегических целей раз-
вития страны в европейской части и превращении Москвы в сверх-
монополиста в сфере финансовых и других ресурсов страны;
- в превращении де-факто огромных восточных регионов, бога-
тых ресурсами, в своеобразную квазиколонию европейской части
страны. Из Сибири и Дальнего Востока с помощью неэквивалент-
ного обмена, а то и без всякого обмена выкачивались и выкачивают-
ся ресурсы без должной компенсации для развития и подъема вос-
точных регионов;
- в однобоком, уродливом развитии регионов российского Восто-
ка. Сырьевая направленность экономики стала здесь доминирующей.
Лишь в 30-х годах прошлого века и особенно в годы Великой Оте-
чественной войны Сибирь получила перемещенные из европейской
части крупные промышленные предприятия, культурные и научные
объекты. Правда, и до этого возникали такие гиганты индустрии, как
Кузнецкий металлургический комбинат, ряд машиностроительных
предприятий на Дальнем Востоке, в Восточной и Западной Сибири.
Однако в освоении региона с точки зрения обеспечения трудовыми
ресурсами значительную роль играли принудительные формы труда,
лагеря ГУЛАГа, что придавало региону не самый привлекательный
образ, сохраняющийся по инерции и по сей день;
- в обострении противоречия внутри российской культуры и ци-
вилизации в целом. Под давлением вестернизации национальные
черты русской культуры и культуры других национальностей сти-
рались и растворялись в чуждых цивилизационных и религиозных
традициях народов, в чуждых и низкопробных образцах европей-
ской и американской масскультуры. Более того, в конце ХХ века
российские культура и цивилизация принижались до такой степени,
что на политическом уровне была поставлена «задача вхождения
в мировую цивилизацию», что, по сути, означало маргинализацию
российской культуры.
Еще в середине XVIII века, когда консолидировалось централи-
зованное российское государство в виде Российской империи, осно-