Стр. 29 - V

Упрощенная HTML-версия

Апрель, 2016
О неоевразийской идентичности России
27
ризацию по линиям Восток - Запад, Север - Юг и открывает путь
процветанию всех наций на евразийском пространстве. Новое ев-
разийство несет в себе уникальный механизм конвергентности, со-
гласования, соразвития и сопроцветания азиатской и европейской
культур, который поднимает, оживотворяет и одухотворяет глубо-
кие национальные традиции, раскрывает их истоки, показывает их
единство и различие и формирует способы их созвучия.
Один из основоположников евразийства 1920-1930-х годов князь
Н.С.Трубецкой характеризовал сущность евразийства как отраже-
ние общности судеб народов, населяющих Евразию: «В евразий-
ском братстве народы связаны друг с другом не по тому или иному
одностороннему ряду признаков, а по общности своих историче-
ских судеб. Евразия есть географическое, экономическое и истори-
ческое целое. Судьбы евразийских народов переплелись друг с
другом. Прочно связались в один громадный клубок, который уже
нельзя распустить…»
10
.
На теоретическом и практическом срезах новое евразийство не-
сет генетический код всей евразийской культуры, оно заземляет его
на этническую почву и цивилизационную действительность («ме-
стоположение», «месторазвитие» цивилизации) и таким образом
десакрализует священную тайну духовного ядра цивилизационных
систем, преодолевает, «снимает» рефлекс закрытости и предраспо-
лагает к открытости, гарантируя при этом бесконфликтность, со-
хранность и процветание каждой этнической культуры.
Эти закономерности евразийства отчетливо просматриваются и
в культуре Китая, начиная с древности. Например, они отображены
в конфуцианских идеях о гуманности, трудолюбии, дружелюбии,
принципе «не делай другим того, чего не желаешь себе», равно как
и в десяти принципах Мо-цзы, таких как «всеобщая любовь и вза-
имная выгода», «против расточительности за экономию расходов»,
«сильный помогает слабым», «справедливость и польза [для обще-
ства]» и т. д.
Современность обозначила их в провозглашенном в 80-90-х годах
XIX века принципе
янъу
(соединение совершенной духовно-нравст-
венной культуры Китая с «заморской технологией и техникой»), в
разрабатывавшемся Сунь Ятсеном в начале XX века принципе твор-
ческого заимствования иностранного опыта -
хуаси
(«китаизация
западного»), в построении в настоящее время «социализма с китай-
ской спецификой» на основе открытости, реформ и модернизации,