Стр. 28 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Михаил Титаренко, Владимир Петровский
26
рождения России, однако процесс осознания ее был достоянием
небольшого круга мыслителей и, к сожалению, в своем истин-
ном смысле она удерживалась на уровне подсознания народа или
выражалась в неадекватных религиозных формах, подминалась
пришлыми спекулятивными политическими доктринами, трети-
ровалась европоцентристски односторонне западнически ориенти-
рованной властью.
В настоящее время эти доктрины выдохлись и идея евразийст-
ва в обновленном виде выходит на поверхность самосознания рос-
сийских этносов. Субъектами ее возрождения, категориального
оформления и укоренения в национальную почву выступают пред-
ставители отечественной научной и духовной элиты - наследники
выдающихся мыслителей русского философского и религиозного
евразийства.
Для России идея нового евразийства является ключом к решению
проблемы не только геополитической, но и духовно-гуманистиче-
ской самоидентификации русской нации и раскрытия духовной тай-
ны русской цивилизации, ее телеологии и принципообразующих
основ, без чего она может рассматриваться лишь эпигоном, вторич-
ным продуктом романо-атлантической цивилизации. Идея нового
русского евразийства придает русской культуре новые силы, притя-
гивающие в ее поле другие культуры народов России, открывает для
них новые горизонты соразвития, взаимопомощи и сотрудничества
людей и народов России, раскрывая потенциал взаимодействия на
основе осознания общности исторической судьбы.
Идея нового евразийства в статусе
всеобщего принципа еврази -
ства
имеет не только чисто русские и российские, но и глобальные
характеристики. Евразийство показывает альтернативу поглощению
одних культур, цивилизаций и этносов другими, оно становится
одной из стержневых идей образования будущего нового порядка
планетарных межцивилизационных отношений, обеспечивающих
экологию культур и цивилизаций, сохранение этнического и циви-
лизационного многообразия. Утверждая это, евразийство служит
фактором мирового развития и делает акцент в понимании исто-
рического прогресса именно на равноправии пути каждого народа,
уважении его выбора и взаимном обогащении различных культур.
Новое евразийство выступает восприемником, продолжателем
и хранителем великих гуманистических соборных традиций рус-
ской культуры. Оно дает возможность преодолеть извечную поля-