Апрель, 2016
О неоевразийской идентичности России
25
от Византии вместе с христианством мощным пластом гуманитар-
ной и политической культуры, а также с культурами угрофинских,
тюркских и татаро-монгольских народов, через которые Россия
опосредованно восприняла также фрагменты материальной и поли-
тической культуры Китая и Индии
7
.
В этой связи Георгий Вернадский писал: «Русский народ по-
лучил два богатых исторических наследства - монгольское и ви-
зантийское. Монгольское наследство - Евразийское государст-
во. Византийское наследство - православная государственность.
Оба начала тесно слились между собой в историческом развитии
русского народа. Но, распутывая нити этого развития, необходи-
мо помнить о присутствии обоих начал и замечать влияние того
и другого. Отчасти соотношение между влиянием монгольским и
византийским в русской истории есть соотношение между поряд-
ком факта и порядком идеи»
8
.
А идя еще дальше, Н.С.Трубецкой утверждал, например, сле-
дующее: «Почти вся территория современного СССР некогда со-
ставляла часть монгольской монархии, основанной великим Чин-
гисханом. Присоединение к СССР Хивы и Бухары, сохранявших
призрачную самостоятельность при последних русских импера-
торах, и провозглашение советской республики в Монголии яв-
ляются продолжением и укреплением исторической связи России
с монархией Чингисхана. На том же пути можно с уверенностью
предсказать в будущем и присоединение китайского Туркестана.
Таким образом, в исторической перспективе то современное го-
сударство, которое можно называть и Россией, и СССР (дело не в
названии), есть часть великой монгольской монархии, основанной
Чингисханом»
9
.
Следует специально отметить, что современное российское ев-
разийство - объективный планетарный факт, географическая, гума-
нитарная и социальная реальность, отражающая геополитическое и
глобальное местоположение России. Россия, как известно, охваты-
вает части европейского и азиатского пространства и соединяет их
в Евразию, она включает в свою сферу элементы европейской и ази-
атской культур и синтезирует духовную культуру высшего антропо-
космического качества.
Генетическому коду российской Евразии соответствует и опре-
деленный тип мировоззрения, концентрированно выражающий-
ся в идее нового евразийства. Она существовала всегда с момента