«Международная жизнь»
Михаил Титаренко, Владимир Петровский
24
падает с конфуцианским подходом к культурному развитию, гармо-
нии многообразия (
хэ эр бутун)
и даосской диалектикой взаимодей-
ствия противоположных явлений в природе и культуре (
хэ эр эр и, и
фэн вэ эр
) - слияния противоположностей в единое и раздвоение
единого на новые противоположности
6
.
4. Евразийству присущ ряд закономерностей становления куль-
тур на основе принципов конвергентного синтеза, взаимного вли-
яния и взаимной учебы. По своей структуре оно является много-
слойным, полиэтническим, полицивилизационным единством,
обеспечивающим сосуществование различных этносов и различ-
ных культур как в рамках одного государства, так и в глобальных
масштабах.
Феномен евразийства по своей сути содержит компоненты, кото-
рые присущи не только культурам народов Евразии. Евразийство, в
отличие от евроцентризма, исходит из равноправия и горизонталь-
ной структуры взаимоотношений между различными культурами,
в то время как евроцентризм исходит из вертикальных взаимоотно-
шений культур, признания одной культуры высшей, других - низши-
ми. Стратагема евроцентризма рассматривает ассимиляцию других
культур и вымирание уникальных малых культур как нормальное и
неизбежное явление. Она требует замены самобытных систем куль-
турных ценностей на некие «универсальные», по существу, на цен-
ности западной масскультуры.
Под предлогом «вхождения в мировую цивилизацию» россий-
ские евроцентристы хотят деморализовать духовные принципы
русской, славянской, российской культур, размыть духовность рус-
ской культуры. В политическом и экономическом плане под этим же
предлогом они хотят ослабить политическое единство и внутрен-
нюю стабильность России как многонационального и многоконфес-
сионального единого целостного государства.
Этот же вопрос стоял в дискуссиях и политическом противобор-
стве западников - сторонников европеизации России - и славянофи-
лов, а затем почвенников-государственников, подчеркивающих осо-
бый уникальный характер русской культуры как симбиоза, синтеза
многих культур и исторического опыта многих народов, историче-
ски проживавших или проживающих на территории России и по со-
седству с ней.
Ныне же речь идет прежде всего о конвергентном сочетании и
синтезе самобытной русской славянской культуры с воспринятым