Стр. 133 - V

Упрощенная HTML-версия

Апрель, 2016
Национальные научныефонды в институциональной структуре науки...
131
тельности. Механизм финансирования профессур как постоянных
должностей с гарантированным доходом по немецкому образцу
применялся американскими благотворителями, однако большую по-
пулярность приобрело выделение средств под конкретную исследо-
вательскую работу, пусть и не способную привести к практически
значимым результатам. Такой подход лучше сочетался с предприни-
мательским образом мысли, характерным для социальной среды, в
которой развивались американские университеты и в которой, соб-
ственно, и сформировалось понятие научного гранта - безвозмезд-
ного договора, по которому грантополучатель обязуется выполнить
определенную исследовательскую работу.
Отсутствие государственного финансирования также имело
следствием то, что университеты, с одной стороны, недвусмы-
сленно давали своим профессорам понять, что ожидают от них са-
мостоятельного привлечения средств для своей научной работы, с
другой - были готовы предоставить им определенную свободу для
этих поисков. Из этого сочетания возникли такие традиции, как го-
довые творческие отпуска в каждый седьмой год работы, практика
посвящать один день в неделю коммерческому консультированию и,
возможно, самое главное - девятимесячные контракты, по которым
период летних каникул не оплачивается. Последнее фактически оз-
начает, что три месяца в году профессор может полностью посвя-
тить научной работе за счет привлеченных им средств. Более того,
значительную часть доходов самого университета могут составлять
«накладные», изымаемые из средств, которые поступают по догово-
рам и грантам.
В некоторых случаях на организационно-техническое обслужи-
вание может уходить более половины всей суммы. Таким образом,
доходы самого профессора и условия его работы напрямую зави-
сят от его способности находить финансирование: в американских
университетах зарплаты профессорско-преподавательского состава
определяются индивидуальными соглашениями и разрыв в оплате
сотрудников на аналогичных должностях может быть очень суще-
ственным. Также может варьироваться и учебная нагрузка, в том
числе благодаря возможности использовать средства грантов для
оплаты работы преподавателя, заменяющего руководителя проекта
на время его осуществления.
Таким образом, для американских университетов гранты ННФ и
аналогичных организаций играют необходимую и органичную роль.