Стр. 132 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Владимир Коннов
130
ученые могут работать в атмосфере, относительно свободной от
мешающего им давления общепринятых норм, предубеждений или
коммерческой целесообразности. В лучшем же случае они обеспе-
чивают научному работнику четкое ощущение солидарности и без-
опасности, а также значительную степень личной интеллектуаль-
ной свободы»
13
.
Для поддержки свободной исследовательской деятельности долж-
но быть создано специальное учреждение, единственной задачей
которого будет финансирование фундаментальной науки и подго-
товки научных кадров. «Первоочередной задачей функциональных
агентств является повседневная реализация их основных функций,
и они работают в условиях постоянной необходимости демонстри-
ровать осязаемые результаты, которые, собственно, и служат доказа-
тельством их полезности. Эти условия никак не способствуют фун-
даментальным исследованиям. Научные исследования - это изучение
неизвестного, и они необходимым образом предполагают абстракт-
ные размышления. Им мешают общепринятые подходы, традиции
и стандарты. И их невозможно осуществлять в атмосфере, которая
предполагает их оценку и проверку на основе функциональных или
производственных стандартов. Таким образом, фундаментальные
научные исследования не должны входить в сферу ответственности
функциональных агентств, главным вопросом для которых является
что-либо, помимо собственно исследований»
14
.
Специальным агентством по фундаментальным исследованиям
стал Национальный научный фонд, в качестве основного направле-
ния деятельности которого было утверждено распределение грантов
на выполнение исследовательских проектов. В принципе, финансиро-
вание научных проектов в форме грантов было американским изобре-
тением. На активном этапе формирования американской универси-
тетской системы, который начался в 1870-х годах, главным образцом
для американцев служили немецкие университеты, определяющим
для которых была обязанность профессоров совмещать преподава-
ние с научно-исследовательской работой. Однако если в Германии
профессорское жалование гарантировалось государством, то в США
вузы были либо частными, либо находились в ведении правительств
штатов, сосредоточенных на решении хозяйственных проблем.
В этих условиях те затраты, которые в Германии оправдывались
политической целью гражданского просвещения и воспитания, в
Америке осуществлялись главным образом в порядке благотвори-