Стр. 131 - V

Упрощенная HTML-версия

Апрель, 2016
Национальные научныефонды в институциональной структуре науки...
129
ские обстоятельства его возникновения. Его учреждению, состоявше-
муся в 1950 году, предшествовала длительная дискуссия о принципах
государственной поддержки фундаментальной науки: в годы войны
эта поддержка вышла на принципиально новый уровень и принесла
выдающиеся результаты - помимо создания атомного оружия, на сче-
ту американских ученых была разработка технологий радара и сона-
ра, неконтактных взрывателей, способов сохранения и перевозки кро-
ви для переливаний и еще целый ряд частных усовершенствований.
Соответственно, после войны американские политики искали пути,
которые позволили бы перенести столь успешный опыт взаимодейст-
вия государства и ученых в мирные условия.
Характерной особенностью организации научной работы в США
в военное время было то, что главную роль в нем играли универ-
ситеты. Радар разрабатывался в лаборатории Массачусетского
технологического института, сонар - в лаборатории университета
Сан-Диего и даже исследовательские центры, сформированные в
рамках атомного проекта, управлялись при участии университетов
11
.
В принципе, это решение было естественным для США, в которых,
в отличие от европейских стран, отсутствовала традиция создания
крупных государственных научных центров, таких как Общест-
во кайзера Вильгельма в Германии, Национальный центр научных
исследований во Франции или Академия наук СССР. Однако свою
роль сыграл и личностный фактор: резко возросшее финансирова-
ние исследований оказалось под контролем представителей универ-
ситетского сообщества - центральными фигурами здесь были быв-
ший вице-президент Массачусетского технологического института
Вэнивар Буш и ректор Гарвардского университета Джеймс Конант.
После войны Буш выступил автором широко известного доклада
«Наука - бесконечная передовая», подготовленного по поручению
Президента Рузвельта. В нем обосновывалась модель научно-техни-
ческого развития, предполагавшая выделение трех этапов продви-
жения нового знания: фундаментальные исследования, прикладные
исследования и разработки. Продвижение фундаментальных иссле-
дований изображалось в докладе следующим образом: «Научный
прогресс, продвигающийся широким фронтом, - это результат сво-
бодной игры свободных умов, направляемой стремлением к иссле-
дованию неведомого»
12
.
В качестве оптимальных для этого вида работ рассматривают-
ся колледжи и университеты: «Именно в организациях такого рода