«Международная жизнь»
            
            
              Дмитрий Лицкай
            
            
              78
            
            
              вступление в Организацию не должен быть в состоянии вооружен-
            
            
              ного конфликта с другими государствами, а также находиться под
            
            
              санкциями Совета Безопасности ООН. В силу этого заявка Тегерана
            
            
              до момента снятия с него указанных международных ограничитель-
            
            
              ных мер имеет «отложенный» статус.
            
            
              Официальное обращение с просьбой о предоставлении членства в
            
            
              ШОС направляется главой государства-заявителя председателю СГГ
            
            
              через председателя Совета министров иностранных дел (СМИД) го-
            
            
              сударств - членов ШОС. Решение о начале процедуры приема в чле-
            
            
              ны ШОС принимается СГГ по представлению СМИД, после чего
            
            
              начинается подготовка Меморандума об обязательствах государства-
            
            
              заявителя в целях получения статуса государства - члена ШОС.
            
            
              Документ подписывается министром иностранных дел госу-
            
            
              дарства-заявителя и генеральным секретарем ШОС по поручению
            
            
              СГГ. Решение о завершении процедуры приема в члены ШОС и
            
            
              предоставлении статуса государства-члена принимается СГГ по
            
            
              представлению СМИД после официального уведомления государ-
            
            
              ством-заявителем о полном выполнении своих обязательств, пред-
            
            
              усмотренных меморандумом.
            
            
              
            
            
              Российскому председательству в ШОС в 2014-2015 годах среди
            
            
              прочих важных задач выпала высокая честь и одновременно боль-
            
            
              шая ответственность найти ответ на принципиальный вопрос - быть
            
            
              или не быть расширению Организации.
            
            
              Несмотря на то что все государства-члены признают важность
            
            
              приема новых членов для развития ШОС, в их подходах к этому про-
            
            
              цессу и оценках первой «волны» кандидатов все еще сохраняются
            
            
              существенные расхождения. В этой связи перед Организацией вста-
            
            
              ла непростая задача по выработке устойчивого баланса между двумя
            
            
              стратегиями - концентрацией усилий на укреплении внутренней кон-
            
            
              солидации и повышении эффективности уже созданных институтов и
            
            
              активной работой по приему новых членов.
            
            
              Однако в связи с наименьшей рискованностью оптимальным яв-
            
            
              ляется первый путь. Ведь в позициях государств-членов присут-
            
            
              ствуют заметные зазоры по отдельным региональным сюжетам.
            
            
              В частности, общеизвестным является категорический отказ Узбекис-
            
            
              тана от участия в каких-либо коллективных усилиях ШОС по афган-