Апрель, 2015
            
            
              Шанхайская организация сотрудничества на пороге расширения
            
            
              79
            
            
              скому урегулированию. Предстоит еще многое сделать для повыше-
            
            
              ния эффективности Региональной антитеррористической структуры
            
            
              (РАТС), конкретизации полномочий Секретариата, Совета националь-
            
            
              ных координаторов и института постоянных представителей госу-
            
            
              дарств-членов при Секретариате ШОС. В частности, по мнению кир-
            
            
              гизского политолога Р.Изимова, одним из главных недостатков ШОС
            
            
              является отсутствие у Организации механизмов оперативного реагиро-
            
            
              вания на чрезвычайные внутриполитические ситуации, возникающие
            
            
              на пространстве ее ответственности
            
            
              2
            
            
              .
            
            
              Внутри ШОС раздаются голоса о том, что прием таких регио-
            
            
              нальных антагонистов, как Индия и Пакистан, может значительно
            
            
              осложнить процедурную работу в Организации и нарушить отла-
            
            
              женную деятельность ее постоянных органов. Высказывается пози-
            
            
              ция о том, что данные страны с их устоявшимися, порой специфи-
            
            
              ческими взглядами на региональную ситуацию будут кардинально
            
            
              усложнять поиск консенсуса по основным вопросам деятельности
            
            
              шанхайского объединения.
            
            
              Как отмечает в этой связи известный эксперт А.Куртов, «не фор-
            
            
              мальный критерий - количество членов, а другое - успех крупных
            
            
              многосторонних проектов, должен быть целью работы ШОС. С по-
            
            
              следним же в ШОС далеко не все обстоит успешно. Поэтому, не ре-
            
            
              шив одной проблемы, не следует умножать их число»
            
            
              3
            
            
              .
            
            
              При всей безусловной справедливости вышеуказанных аргументов
            
            
              представляется, однако, что консервация шанхайского «шестигранни-
            
            
              ка» в условиях динамично развивающейся региональной и междуна-
            
            
              родной ситуации даст определенные тактические преимущества, но
            
            
              при этом лишит его стратегических перспектив. Высока вероятность
            
            
              того, что замыкание ШОС на своих внутренних проблемах, кстати
            
            
              противоречащее заложенному в уставные документы принципу от-
            
            
              крытости, приведет к стагнации, усилит проявления инертности и
            
            
              бюрократизации в ее деятельности.
            
            
              Очевидно, что Индия, Иран и Пакистан не будут бесконечно долго
            
            
              «топтаться» у входа в ШОС и в условиях острой геополитической конку-
            
            
              ренции в мире развернутся к иным, более «восприимчивым» региональ-
            
            
              ным структурам. Вряд ли это отвечает интересам государств-членов.
            
            
              В то же время «открытие дверей» Нью-Дели и Исламабаду (а, воз-
            
            
              можно, в обозримом будущем и Тегерану) автоматически превращает
            
            
              ШОС в структуру, способную радикально изменить расклад сил на
            
            
              евро-азиатском пространстве. Под «зонтиком» Организации окажется