Апрель, 2015
Шанхайская организация сотрудничества на пороге расширения
79
скому урегулированию. Предстоит еще многое сделать для повыше-
ния эффективности Региональной антитеррористической структуры
(РАТС), конкретизации полномочий Секретариата, Совета националь-
ных координаторов и института постоянных представителей госу-
дарств-членов при Секретариате ШОС. В частности, по мнению кир-
гизского политолога Р.Изимова, одним из главных недостатков ШОС
является отсутствие у Организации механизмов оперативного реагиро-
вания на чрезвычайные внутриполитические ситуации, возникающие
на пространстве ее ответственности
2
.
Внутри ШОС раздаются голоса о том, что прием таких регио-
нальных антагонистов, как Индия и Пакистан, может значительно
осложнить процедурную работу в Организации и нарушить отла-
женную деятельность ее постоянных органов. Высказывается пози-
ция о том, что данные страны с их устоявшимися, порой специфи-
ческими взглядами на региональную ситуацию будут кардинально
усложнять поиск консенсуса по основным вопросам деятельности
шанхайского объединения.
Как отмечает в этой связи известный эксперт А.Куртов, «не фор-
мальный критерий - количество членов, а другое - успех крупных
многосторонних проектов, должен быть целью работы ШОС. С по-
следним же в ШОС далеко не все обстоит успешно. Поэтому, не ре-
шив одной проблемы, не следует умножать их число»
3
.
При всей безусловной справедливости вышеуказанных аргументов
представляется, однако, что консервация шанхайского «шестигранни-
ка» в условиях динамично развивающейся региональной и междуна-
родной ситуации даст определенные тактические преимущества, но
при этом лишит его стратегических перспектив. Высока вероятность
того, что замыкание ШОС на своих внутренних проблемах, кстати
противоречащее заложенному в уставные документы принципу от-
крытости, приведет к стагнации, усилит проявления инертности и
бюрократизации в ее деятельности.
Очевидно, что Индия, Иран и Пакистан не будут бесконечно долго
«топтаться» у входа в ШОС и в условиях острой геополитической конку-
ренции в мире развернутся к иным, более «восприимчивым» региональ-
ным структурам. Вряд ли это отвечает интересам государств-членов.
В то же время «открытие дверей» Нью-Дели и Исламабаду (а, воз-
можно, в обозримом будущем и Тегерану) автоматически превращает
ШОС в структуру, способную радикально изменить расклад сил на
евро-азиатском пространстве. Под «зонтиком» Организации окажется