Стр. 79 - 01

Упрощенная HTML-версия

Апрель, 2015
Шанхайская организация сотрудничества на пороге расширения
77
ми временного использования объектов инфраструктуры и пребыва-
ния военных контингентов на территориях стран - членов ШОС»
1
.
Динамичное становление Организации обусловило пристальное
внимание к ней ключевых стран региона. Уже в 2006 году офици-
альную заявку на членство в ШОС подал Пакистан, в 2008 году -
Иран, а в 2014 году - Индия.
Однако до 2009 года в ШОС действовал негласный «мораторий»
на прием новых членов, необходимый для укрепления внутренней
консолидации Организации, отладки работы постоянных органов,
выработки нормативно-правовой базы расширения и политического
консенсуса по его основным принципам и критериям.
Рубежным событием стало состоявшееся в сентябре 2014 года в
Душанбе заседание Совета глав государств (СГГ) - членов ШОС, в
ходе которого Россия приняла эстафету председательства на 2014-
2015 годы. Саммит ознаменовался важнейшим результатом - утвер-
ждением новой редакции типового Меморандума об обязательствах
государства-заявителя в целях получения статуса государства - члена
ШОС и Порядка предоставления статуса государства - члена ШОС.
Принятие данных документов завершило долговременный и мно-
готрудный процесс формирования правовой базы расширения Шан-
хайской организации. Теперь открылась возможность принятия
согласованного политического решения стран-участниц, которое по-
зволит начать переговорный процесс с кандидатами на вступление.
Необходимо учитывать, что процесс принятия новых членов в
ШОС представляет собой сложный и многоступенчатый процесс.
Положение о порядке приема новых членов, утвержденное СГГ
ШОС в 2010 году в Ташкенте, устанавливает, что государство-заявитель
должно принадлежать к Евро-Азиатскому региону, иметь дипломати-
ческие отношения со всеми государствами-членами, поддерживать с
ними активные торгово-экономические и гуманитарные связи, обладать
статусом государства-наблюдателя или партнера ШОС по диалогу, до-
бросовестно выполнять свои обязательства по Уставу ООН, соблюдать
общепризнанные нормы и принципы международного права.
Международные обязательства государства-кандидата в сфере
безопасности не должны противоречить соответствующим догово-
рам и иным документам, принятым в рамках ШОС. Претендент на