Апрель, 2015
            
            
              Правовой режимАрктического региона в контексте военно-политического...
            
            
              171
            
            
              В период политического кризиса в России военный интерес к
            
            
              Арктике у Оттавы пропадает. Канадские вооруженные силы, бази-
            
            
              рующиеся на Севере, переводятся в южную часть страны или лик-
            
            
              видируются, сворачиваются военно-морские учения, сокращается
            
            
              финансирование программ по наращиванию военного присутствия
            
            
              в регионе
            
            
              27
            
            
              .
            
            
              Однако мы полагаем, что подобные действия противоречат осно-
            
            
              вам канадской доктрины «Суверенитет против безопасности». Со-
            
            
              гласно ей, угроза безопасности исходила от СССР, а угроза суве-
            
            
              ренитету - от южного соседа, США. В будущем взаимодействие с
            
            
              американской стороной (в целях защиты своих северных террито-
            
            
              рий) для Канады грозило потерей части суверенитета над Арктикой
            
            
              в пользу Соединенных Штатов или, наоборот, в пользу СССР.
            
            
              С одной стороны, сотрудничество в Арктике с новой Россией
            
            
              снизило интерес Канады в аспекте направленности политического
            
            
              курса на США. Это только подтверждало тезис об ограничении ка-
            
            
              надского присутствия на Севере. Отметим, что такая политика анти-
            
            
              милитаризма продлилась до начала 2000-х годов.
            
            
              В 2000 году Министерство обороны Канады подготовило доку-
            
            
              мент, в котором характеризовалось состояние канадских военных
            
            
              частей в Арктическом регионе. Параллельно с деятельностью мили-
            
            
              таристского ведомства в Канаде создается межведомственная Рабо-
            
            
              чая группа по безопасности в Арктике (РГБА) (The Arctic Security
            
            
              Interdepartmental Working Group (ASIWG), призванная обеспечить
            
            
              условия для успешного взаимодействия федеральных и региональ-
            
            
              ных властей в целях реализации нового курса по повышению бое-
            
            
              способности вооруженных сил на Севере.
            
            
              С появлением этого документа термин «безопасность» в Аркти-
            
            
              ческом регионе претерпевает некоторые изменения. Так, согласно
            
            
              тексту документа, на Севере возрастает значение экологической и
            
            
              экономической безопасности. Начало XXI столетия наряду с про-
            
            
              блемами международного терроризма, транснациональной пре-
            
            
              ступности и расширения военного присутствия северных стран в
            
            
              регионе ознаменовано глобальными изменениями климата на пла-
            
            
              нете, что приводит к увеличению транспортных перевозок. По за-
            
            
              мыслу авторов документа, вышеперечисленные факторы являются
            
            
              прямой угрозой безопасности государства. С ними придется столк-
            
            
              нуться и канадским вооруженным формированиям в Арктическом
            
            
              регионе
            
            
              28
            
            
              .