Стр. 174 - 01

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Айрат Абдуллин
172
Помимо военного ведомства по обеспечению безопасности и су-
веренитета Канады на Севере были вовлечены и другие государст-
венные учреждения, в числе которых находились Служба береговой
охраны, Таможенная служба, Канадская служба разведки и безопас-
ности, Министерство по делам индейцев и развития Севера и Ми-
нистерство иностранных дел.
Кроме того, в докладе Министерства национальной обороны
Канады особое внимание уделено современному состоянию воору-
женных сил государства. Так, авторы документа отмечали, что в по-
следнее время вследствие уменьшения активности канадского воен-
ного присутствия в Арктическом регионе возможности государства
гарантировать суверенитет северных территорий и осуществлять их
патрулирование заметно ограничились
29
.
В этой связи представители военного ведомства Канады предлага-
ли легитимировать расширенное присутствие национальных воору-
женных сил в штаб-квартире в Йеллоунайфе. Расширенное присутст-
вие канадской армии в регионе включало в себя следующие условия:
многократное увеличение резидентуры, открытие доступа штаб-квар-
тиры ко всем базам данных Министерства национальной обороны в
пределах ее компетентности и зоны ответственности, в том числе и
обеспечение ее информацией со спутников. Речь также идет о техни-
ческом переоснащении канадских рейнджеров и расширении зоны их
патрулирования за счет поддержки военно-воздушных сил и приме-
нения ими беспилотных летательных аппаратов; проведении крупно-
масштабных учений по оперативному развертыванию командования
сухопутных войск в Арктике; размещении высокочастотных назем-
ных радаров, надводных и подводных акустических систем
30
.
Масштабная реформа вооруженных сил Канады на Севере пре-
жде всего была обусловлена последствиями глобального потепле-
ния на планете и ростом спроса на нефтепродукты. В связи с рез-
ким изменением климата в регионе особую значимость приобретает
вопрос о международно-правовом статусе СЗП. Активное таяние
арктических льдов уже в ближайшем будущем может создать ус-
ловия, при которых этот морской транспортный коридор станет до-
ступным для судов стандартного водоизмещения
31
.
Необходимо отметить, что новые методы отстаивания нацио-
нальных интересов в Арктике, избранные канадской администра-
цией, реализуются в соответствии с международными соглашени-
ями и в рамках региональных интеграционных объединений. Так,