Стр. 170 - 01

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Айрат Абдуллин
168
ООН по морскому праву о необходимости инициирования коллектив-
ного процесса создания международно-правовых актов, которые при-
дали бы правовой статус морским пространствам региона.
Необходимо отметить, что законодательство арктических стран
также максимально приближено к положениям конвенции. Так, ана-
лизируя законодательство России, можно сделать следующие вы-
воды. В законах «О внутренних морских водах, территориальном
море и прилежащей зоне Российской Федерации»
14
, «О континен-
тальном шельфе Российской Федерации»
15
и «Об исключительной
экономической зоне Российской Федерации»
16
не упоминаются осо-
бые условия для арктической морской среды.
Рассматривая вопрос о безопасности в Арктическом регио-
не в контексте российско-канадского взаимодействия, обратимся
к источникам военных ведомств двух стран. Так, в справочнике
«Международное морское право», подготовленном для советских
и российских военно-морских офицеров, отмечается, что право-
вой режим вод в регионе в пределах полярных секторов устанав-
ливается нормами международного морского права и реализуется
в рамках правовых особенностей, которые характерны только для
этой части Мирового океана
17
.
Согласно географическому атласу Главного управления геодезии
и картографии Министерства внутренних дел СССР, секторальная
линия имела принципиально разную систему координат с линиями
государственных границ
18
. Анализ этих источников позволяет сде-
лать вывод о том, что Советский Союз, а теперь и Россия не рас-
сматривали арктические воды за пределами действия суверенитета
в качестве своей территории.
Кроме того, в Федеральном законе «О внутренних морских водах,
территориальном море и прилежащей зоне», принятом в 1998 году,
Российская Федерация указала, что передвижение морских судов по
Северному морскому пути (СМП), установленном в качестве транс-
портной коммуникации России в Арктике, производится согласно
федеральным законам, международным договорам, а также правилам
транзита по СМП, которые были утверждены правительством РФ
19
.
17 января 2013 года Министерством транспорта РФ утверждены
Правила плавания в акватории СМП
20
, определившие, по существу,
разрешительный порядок плавания в акватории СМП, предусматри-
вающие целый ряд специальных ледовых требований для конструк-
ции судов и экипажа как условие допуска российских и иностран-