Стр. 169 - 01

Упрощенная HTML-версия

Апрель, 2015
Правовой режимАрктического региона в контексте военно-политического...
167
представительствам отмечало, что проливы Лаптева и Санникова вхо-
дят в состав Советского Союза на основе исторического принципа.
Канада, в свою очередь, заявляла о своих притязаниях на некото-
рые проливы Северо-Западного прохода (СЗП), моря Баффина и Се-
верного Ледовитого океана. По мнению администрации Канады, они
попадают под регламент режима внутренних морских вод. Канадская
сторона ссылалась на то, что вышеназванные проливы не входят в
водное пространство международного судоходства и транзит в этих
водах должен осуществляться только с предварительного согласия
Оттавы
11
. Соединенные Штаты не согласились с этим утверждением.
Согласно международному праву, транзит через проливы меж-
дународного судоходства может осуществляться любым государ-
ством без согласования прибрежных стран. Однако в 1988 году
США и Канада подписали Соглашение о сотрудничестве в Арктике.
В первом параграфе этого документа американская сторона все же
соглашается с условием, что судоходство в морском пространстве,
которое Оттава определила в качестве ее внутренних вод, может
осуществляться только после согласования с властями Канады. Хотя
в четвертом параграфе этого же соглашения стороны отмечают, что
подписание документа не меняет позиций США и Канады в отно-
шении правового статуса СЗП
12
.
В настоящее время большинство российских специалистов в об-
ласти международного права склоняются к тому, что в отношении
арктической морской среды должны применяться в первую очередь
положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года
13
.
Таким образом, в соответствии с этим документом, пространства
Мирового океана состоят из внутренних морских вод, территориаль-
ных вод, прилежащей зоны, архипелажных вод, исключительной эко-
номической зоны (ИЭЗ), континентального шельфа и морского дна.
Настоящая конвенция носит универсальный характер. Вместе с тем
ст. 234 Конвенции «Покрытые льдом районы» предоставляет в виде
исключения арктическим государствам «право принимать и обеспе-
чивать соблюдение недискриминационных законов и правил по пре-
дотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения
морской среды с судов в покрытых льдом районах в пределах ИЭЗ».
Поэтому определение северных морских пространств необходимо
проводить в рамках правовой классификации морских пространств,
указанной в данной конвенции. Прежде всего это связано с тем, что
ни одна из северных стран официально не заявляла на конференциях