Апрель, 2015
            
            
              Правовой режимАрктического региона в контексте военно-политического...
            
            
              167
            
            
              представительствам отмечало, что проливы Лаптева и Санникова вхо-
            
            
              дят в состав Советского Союза на основе исторического принципа.
            
            
              Канада, в свою очередь, заявляла о своих притязаниях на некото-
            
            
              рые проливы Северо-Западного прохода (СЗП), моря Баффина и Се-
            
            
              верного Ледовитого океана. По мнению администрации Канады, они
            
            
              попадают под регламент режима внутренних морских вод. Канадская
            
            
              сторона ссылалась на то, что вышеназванные проливы не входят в
            
            
              водное пространство международного судоходства и транзит в этих
            
            
              водах должен осуществляться только с предварительного согласия
            
            
              Оттавы
            
            
              11
            
            
              . Соединенные Штаты не согласились с этим утверждением.
            
            
              Согласно международному праву, транзит через проливы меж-
            
            
              дународного судоходства может осуществляться любым государ-
            
            
              ством без согласования прибрежных стран. Однако в 1988 году
            
            
              США и Канада подписали Соглашение о сотрудничестве в Арктике.
            
            
              В первом параграфе этого документа американская сторона все же
            
            
              соглашается с условием, что судоходство в морском пространстве,
            
            
              которое Оттава определила в качестве ее внутренних вод, может
            
            
              осуществляться только после согласования с властями Канады. Хотя
            
            
              в четвертом параграфе этого же соглашения стороны отмечают, что
            
            
              подписание документа не меняет позиций США и Канады в отно-
            
            
              шении правового статуса СЗП
            
            
              12
            
            
              .
            
            
              В настоящее время большинство российских специалистов в об-
            
            
              ласти международного права склоняются к тому, что в отношении
            
            
              арктической морской среды должны применяться в первую очередь
            
            
              положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года
            
            
              13
            
            
              .
            
            
              Таким образом, в соответствии с этим документом, пространства
            
            
              Мирового океана состоят из внутренних морских вод, территориаль-
            
            
              ных вод, прилежащей зоны, архипелажных вод, исключительной эко-
            
            
              номической зоны (ИЭЗ), континентального шельфа и морского дна.
            
            
              Настоящая конвенция носит универсальный характер. Вместе с тем
            
            
              ст. 234 Конвенции «Покрытые льдом районы» предоставляет в виде
            
            
              исключения арктическим государствам «право принимать и обеспе-
            
            
              чивать соблюдение недискриминационных законов и правил по пре-
            
            
              дотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения
            
            
              морской среды с судов в покрытых льдом районах в пределах ИЭЗ».
            
            
              Поэтому определение северных морских пространств необходимо
            
            
              проводить в рамках правовой классификации морских пространств,
            
            
              указанной в данной конвенции. Прежде всего это связано с тем, что
            
            
              ни одна из северных стран официально не заявляла на конференциях