Стр. 168 - 01

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Айрат Абдуллин
166
Представляется, что наиболее важным событием явилось проведе-
ние встречи министров и полномочных представителей в 1996 году
в Оттаве (Канада), по итогам которой был подписан документ, учре-
дивший особый механизм координации международного сотрудниче-
ства государств по проблемам Арктики, - Декларация об учреждении
Арктического совета
8
. Кроме того, в декларации 1996 года был опре-
делен круг арктических государств - Канада, Дания, Финляндия, Ис-
ландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и США.
В целях реализации концептуальных положений, заложенных
в декларации 1996 года, по результатам встреч, состоявшихся на
уровне министров, был принят еще ряд деклараций, касающихся
вопросов регулирования правового режима Арктики. В 1998 году
была принята Икалуитская декларация, в 2000 году - Барроузская
декларация, в 2002 году - Инарийская декларация, в 2004 году -
Рейкьявикская декларация, в 2006 году - Салехардская декларация
(первый международно-правовой акт, посвященный проблемам
Арктики, принятый на территории России), в 2009 году - Деклара-
ция Тромсё, в 2011 году - Нуукская декларация, а в 2013 году - Ки-
рунская декларация
9
.
Следует также обратить внимание на Конференцию по Северно-
му Ледовитому океану (представителей пяти прибрежных к Север-
ному Ледовитому океану государств - Канады, Дании, Норвегии,
Российской Федерации и США), которая состоялась в 2008 году в
городе Илулиссате (Гренландия). По ее итогам была принята Илу-
лиссатская декларация
10
.
В то же время следует отметить, что, несмотря на значительное
количество принятых на сегодняшний день деклараций, касающих-
ся сотрудничества государств в Арктическом регионе, в большинстве
этих документов, как правило, выражены лишь определенные наме-
рения, которые не всегда можно отнести к категории правил поведе-
ния, подлежащих выполнению государствами, принявшими соответ-
ствующую декларацию, и тем более ни в одной из таких деклараций
не содержится механизма, обеспечивающего выполнение соответст-
вующих обязательств.
На протяжении всего периода существования правовых норм в
Арктическом регионе только Советский Союз и Канада заявляли о
распространении суверенитета на некоторые морские пространства,
принадлежащие им согласно историческому принципу. В 1964 году
Министерство иностранных дел СССР в своей ноте зарубежным дип-