Стр. 74 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Владимир Егоров, Владимир Штоль
72
Однако, как показала практика, созданные государством непра-
вительственные структуры точно так же, как и инспирированные
извне, обладают весьма ограниченным потенциалом влияния на
демократический процесс. В этой связи представляется, что демо-
кратический транзит способны обеспечить прежде всего структуры
гражданской солидарности, нарождающиеся вне государственной
инициативы. Бесспорно утверждение, что «в посткоммунистиче-
ских «обществах транзита» не оформились еще до конца массовые
групповые интересы, составляющие базовое основание граждан-
ских отношений. Отсутствие таких четко структурированных мас-
совых интересов, следовательно, и ясно выраженной социальной
идентификации каждого индивида, препятствует формированию
гражданских объединений и эффективным групповым действиям.
Институциональная модернизация государства здесь значительно
опередила модернизацию общества»
18
.
Вместе с тем, несмотря на медленные темпы формирования,
гражданское общество становится неотъемлемой частью постсо-
ветской реальности и дезавуирует аргументы тех, кто утверждает,
что этот социальный феномен - продукт исключительно западной
цивилизации, не имеющий оснований в культурном опыте народов
постСССР (термин В.Гельмана).
Например, в России сегмент «неполитического гражданского ак-
тивизма» составляет 34%, а слой граждан, включенных в политиче-
ское участие, охватывает пятую часть населения. Причем следует
отметить, что подавляющее большинство (79-81%) «участвующих
в деятельности неполитических общественных организаций в той
или иной форме включены в политическую жизнь страны»
19
. Судя
по результатам опроса, количественные данные, характеризующие
развитие гражданского общества Белоруссии, находятся приблизи-
тельно в том же диапазонном масштабе.
В определении основных силовых направляющих консерватив-
ной модернизации важны не только и не столько констатация по-
ступательного развития постсоветского гражданского общества,
сколько выявление особенностей генезиса и сущностных качеств,
вытекающих из его природы.
Как отмечал, например, Фрэнсис Фукуяма, основу гражданской со-
лидарности на Западе составляет индивидуализм, который определяет
развитие гражданского общества по направляющей «индивидуальное -
общественное». «Если говорить немного упрощенно, - пишет он, - то