Стр. 73 - V

Упрощенная HTML-версия

Март, 2018
Демократизация постсоветских политических режимов...
71
опросов населения подтверждают, что действия президента и прави-
тельства отражают или в значительной степени отражают интересы
большинства населения. Об этом же свидетельствует высокий уро-
вень совпадения проблем, наиболее значимых для малообеспечен-
ных, массовых слоев населения (пенсионеры, бюджетники, рабочие):
доходы, цены, занятость и приоритеты действий власти, сосредото-
чившей в ходе кризиса 2008-2009 годов свои усилия на решении при-
оритетных для этих групп населения проблем»
17
.
В контексте сказанного отметим, что и Президент Казахстана
Н.А.Назарбаев неоднократно отмечал, что основным ориентиром
при принятии важных политических решений является обществен-
ное мнение и интересы народа.
Даже если считать признание авторитарными правителями гра-
жданской инициативы и общественного мнения в качестве важно-
го источника формирования политической повестки «демократиче-
ским камуфляжем», то сама артикуляция этого положения говорит
о том, что власть осознает необходимость укрепления собственной
легитимности через учет общественных интересов. С расширением
коммуникационных возможностей открываются новые перспективы
в диалоге общества и власти, что, во-первых, заставляет последнюю
неизбежно предпринимать шаги в направлении демократизации и,
во-вторых, восполняет дефицит ее легитимности в ходе движения
по пути демократических преобразований.
Итак, переход к информационному обществу сопровождается
развитием коммуникаций и новыми возможностями интерактивно-
го взаимодействия общества и власти, последняя обретает субъект-
ность в процессе политической модернизации, открывающей демо-
кратическую перспективу развития.
Однако глубина и последовательность демократической эволюции
центральной власти, по мнению отечественных и зарубежных исследо-
вателей, во многом зависят от успеха формирования еще одного актив-
ного элемента режимной трансформации - гражданского общества.
Во-первых, потому что механизмы прямой демократии, олицет-
воряющие подлинное народовластие, пока несовершенны, а во-вто-
рых, гражданское общество в условиях депривации традиционных
политических институтов консолидации общественных политиче-
ских предпочтений (политических партий) становится единствен-
ным связующим механизмом народа и власти, инициирующим де-
мократические преобразования.