Стр. 72 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Владимир Егоров, Владимир Штоль
70
но, своевременной ее коррекции. По сути, данное предположение
корреспондируется с концепциями «мониторинговой демократии»
С.П.Перегудова и «превентивной демократии» В.Л.Иноземцева.
Позиция, утверждающая статичность постсоветского авторита-
ризма, уязвима как с точки зрения когнитивной перспективы поиска
стратегии развития, так и с точки зрения практического воплощения
в качестве адекватного ориентира политической трансформации.
Во-первых, большинство граждан бывших союзных республик
видят в авторитаризме лишь «гарантию демократических прав и
свобод против бюрократического и криминального произвола», но
не порядок, определяющий естественное состояние социума.
Во-вторых, демократические ценности остаются базовыми, социе-
тальными, ориентирами большинства граждан новых независимых го-
сударств.
В связи с определением в качестве субъекта политической мо-
дернизации на постсоветском пространстве «одного центра влас-
ти» важно заметить, что его эффективность зависит от двух функ-
циональных характеристик: во-первых, «успевать воспринимать и
реагировать на ключевую информацию, отражающую события»,
то есть респонсивности, или чувствительности, «к нуждам членов
общества, занимающих нижние ступени социальной иерархии»;
во-вторых, «сравнительно эффективно корректировать нарушения,
которые допускает его бюрократия». Логично предположить, что
эволюция центральной власти в направлении, обеспечивающем ука-
занные функции, не только гарантирует собственную стабильность,
но и позволяет привлечь к принятию решений широкие массы, что
в конечном итоге приводит к результату, в большей степени, чем за-
падные представительные институты, отвечающему смыслу и цен-
ностям демократического порядка.
Для характеристики отмеченных функций «одного центра власти»,
например российского, вполне применимы исследования его респон-
сивности 2010 года. Авторы мониторинга И.Е.Дискин и В.В.Федоров
отмечают, что благодаря развитию коммуникаций «представители
практически всех социальных групп оценивают уровень информи-
рованности властей о проблемах населения как достаточный». «Ре-
зультаты исследования убедительно показали, что респонсивные спо-
собности современного Российского государства довольно высоки.
С мнением, что власти прислушиваются к взглядам и запросам насе-
ления, согласно относительное большинство опрошенных. Данные