Стр. 71 - V

Упрощенная HTML-версия

Март, 2018
Демократизация постсоветских политических режимов...
69
правления [переходные к демократии] могут быть легитимными,
если они существуют с согласия народа [сколько угодно длитель-
ный исторический период]», и во-вторых, режимы, обеспечиваю-
щие права и свободы граждан, «содержат в себе семена своей собст-
венной демократизации»
14
.
Сказанное позволяет обоснованно предположить необходимость
центрального места в постсоветской режимной трансформации,
имплементированной посредством прямой демократии, персони-
фицированной верховной власти, способной гарантировать права
и свободы граждан. При этом такой посыл не является результатом
утверждения незыблемости, статичности автократий, но отражает
отмеченную Брюсом Макконнеллом их «значительно возросшую
динамичность», обусловленную поиском легитимности в «слож-
ном» социуме.
Не нужна специальная аргументация того факта, что подчинение
и управление структурированного, гетерогенного общества, како-
вым оно неизбежно становится вследствие естественной эволюции,
требует качественно более совершенных методов, нежели однород-
ного, гомогенного. Кроме того, открывающиеся и ранее недостижи-
мые возможности социализации авторитарной власти, по мнению
Б.Макконнелла, обусловлены развитием коммуникаций.
Во-первых, имея в виду, что «в киберпространстве, как и в других
областях, власть принадлежит корпорациям и государству»
15
, власть
получает действенный механизм регулирования его масштабов и кон-
тента. Во-вторых, контролируемое «киберпространство» становится
действенным инструментом реализации политтехнологий, направ-
ленных на разворот политических предпочтений «в нужное русло».
В-третьих, и это главное, с точки зрения поиска парадигмы трансфор-
мации политические режимы эволюционируют в направлении нового
качества «прагматично информационно-сетевого централизма; архи-
текторы которого вполне отдают себе отчет в том, что можно сделать
гораздо больше, если народ с вами, а не против вас»
16
.
Исходя из представления Бертрана де Жувенеля, который ут-
верждал, что независимо от природы и политической идентично-
сти власть всегда самодостаточна и функционально имманентна
самосохранению, в связи с коммуникационной революцией тако-
вая приобретает уникальные возможности, обеспечивающие соб-
ственную стабильность, а именно: достоверное представление об
общественной рефлексии государственной машины и, следователь-