«Международная жизнь»
Владимир Егоров, Владимир Штоль
68
- потребность в формировании новых институтов, законов, ука-
зов и реформирование государственного политического курса.
Отсутствие правового порядка в бывших союзных республиках
признают и представители власти. Так, Д.А.Медведев по этому по-
воду высказался вполне определенно: «Россия, без преувеличения,
это страна правового нигилизма… таким уровнем пренебрежения к
праву не может «похвастаться» ни одна другая европейская страна.
И это явление, уходящее в нашу седую древность»
12
.
Разъясняя смысл либеральной демократии, состоящий из двух не
всегда совпадающих компонентов: конституционального либерализ-
ма («господство права и защита личности», или «совокупность сво-
бод») и демократии («избрание представителей власти посредством
всеобщего избирательного права»), Ф.Закария и М.Платтнер указа-
ли, что порядок, обеспечивающий права граждан (либерализм), яв-
ляется обязательным условием демократического процесса. «Если
демократия не охраняет свободу и закон, - пишет Ф.Закария, - то
такая демократия является слабым утешением». По мнению иссле-
дователя, «лучшим выражением «западной модели» служит не мас-
совый плебисцит, а беспристрастный суд». Становлению западной
демократии предшествовал длительный период становления право-
вого порядка, но не наоборот. «Конституционный либерализм при-
вел к демократии, но демократия, по-видимому, не приводит к кон-
ституционному либерализму»
13
.
Следуя логике упомянутых политологов, в постсоветской по-
литической реальности, где «вертикаль власти» является единст-
венным гарантом правового порядка, его субъектность в демокра-
тическом процессе является объективной. С таким положением
согласуется другое указание Ф.Закарии относительно оценки соци-
альной сущности постсоветских режимов. «Экономические, гра-
жданские и религиозные свободы, - пишет он, - составляют основу
независимости и достоинства человека. Если правительство, огра-
ничившее демократию, постоянно расширяет эти свободы, то его не
следует называть диктатурой». Кстати заметить, что по ИРЧП (ин-
дексу развития человеческого потенциала), отражающему именно
эту сторону социальных показателей, например Россия с 2011 по
2012 год поднялась сразу на 11 позиций.
Статья другого исследователя, Марка Платтнера, содержит еще
два важных с точки зрения освещаемой проблемы замечания. Во-
первых, М.Платтнер утверждает, что «недемократические формы