Стр. 69 - V

Упрощенная HTML-версия

Март, 2018
Демократизация постсоветских политических режимов...
67
вание. Правительством регламентируются в том числе статьи смет
расходов товариществ - владельцев частного жилья.
Несмотря на более чем 20-летний путь либеральных реформ, ин-
ститут частной собственности не сформировался в качестве абсо-
лютного и в России.
Подтверждением этому стали события, связанные со сносом тор-
говых павильонов и кафе вблизи станций метро в Москве (2016 г.):
более 50% владельцев подлежащих сносу торговых точек подтвер-
дили законность своей собственности решениями судов.
Многие политологи связывают акцию ликвидации торговых па-
латок не просто с переделом собственности, наведением порядка, а
с имплементацией «структурных изменений Российского государ-
ства», знаменующей «уход России торгашеской и возвращение Рос-
сии имперской».
«В либерально-прозападной среде, - пишет один из экспертов, -
которая интересам народа предпочитает личное обогащение и соб-
ственную безответственность, это принято называть наступлением
великодержавной тирании на права свободной личности.
Но их недовольство бесплодно: Россия, вернувшись на междуна-
родную арену, неизбежно должна была начать восстановление свое-
го традиционного содержания, национальной идентичности».
Очевидно, что отсутствие правового порядка и тотальности закона
является главным препятствием воспроизводства на постсоветском
пространстве либеральной демократии, основанной на абсолютиза-
ции интересов личности. Попытки ее укоренения вне правового госу-
дарства неизбежно привели во всех новых независимых государствах
(кроме стран Балтии) к хаосу, граничащему с утратой суверенитета,
увеличили потенциал «внешнего управления», воздвигли непреодо-
лимые препятствия поступательному общественному развитию. Кри-
минал стал обыденным явлением повседневной жизни и контролиро-
вал целые отрасли общественного хозяйства.
Согласно данным МВД, в России в 2000 году организованная
преступность контролировала 40% частных, 60% государственных
предприятий и до 85% банковского бизнеса
11
.
В качестве причин криминализации постсоветского пространства
в 90-х годах прошлого столетия Всемирный банк назвал:
- слабость государственного аппарата и институциональный вакуум;
- перераспределение государственного имущества в интересах
частных лиц;