Март, 2018
Демократизация постсоветских политических режимов...
63
Признавая в целом верность смены парадигмы научного и прак-
тического осмысления модели режимной трансформации постком-
мунистических стран, тем не менее, как и в хрестоматийных дис-
куссиях западников и славянофилов, народников и марксистов, для
определения адекватности актуальных направлений выбора следует
отделить консервативные проекты, призванные утвердить незыбле-
мость ценностей архаики или аксиологические установки норма-
тивного характера, проистекающие из религиозной традиции, от
модернизационной стратегии, фундируемой рациональным выбо-
ром, обусловленным культурной реальностью, складывающейся
на протяжении многовековой общей истории стран постсоветского
пространства.
В этой связи, помимо видения режимной трансформации, на-
прямую отрицающей конструктивный потенциал консервативной
модернизации, представляются малопродуктивными и концепции,
делающие упор на духовные смыслы и религиозные традиции, ко-
торые, в частности, подразумевают под консерватизмом идеологию,
отстаивающую «идею гармоничного развития общества на основе
базовых ценностных ориентаций, его совершенствования на осно-
ве духовных смыслов, сложившихся в ходе истории»
4
. Логическим
итогом рассуждений авторов, разделяющих такую точку зрения,
стало тупиковое положение о стратегии развития, ориентированной
на «самоинтерпретацию и самоистолкование, способное к самопре-
образованию», ведущую к контрпродуктивному крену в сторону ав-
тономии от цивилизационного мейнстрима.
Значительно большим когнитивным потенциалом располагают
точки зрения, методологическую основу которых составляет теоре-
тическая концепция либерального консерватизма, начавшая разра-
батываться еще в трудах К.Д.Кавелина, Б.Н.Чичерина, П.Б.Струве,
А.Л.Погодина. Либеральный консерватизм в их понимании преодо-
левал радикализм «прогрессистов» и застой «официальной реакци-
онности», противостоял противогосударственному «отщепенству».
По мнению Б.Н.Чичерина, «сущность охранительного либерализ-
ма состоит в примирении начала свободы с началом власти и зако-
на. В политической жизни лозунг его - либеральные меры и сильная
власть; либеральные меры, предоставляющие обществу самостоя-
тельную деятельность, обеспечивающие права и личность граждан,
охраняющие свободу мысли и свободу совести, дающие возмож-
ность высказываться всем законным желаниям; сильная власть -