«Международная жизнь»
Владимир Егоров, Владимир Штоль
62
висимых государств не являются носителями либеральной идео-
логии, а лишь воспроизводят «квазилиберализм», заключающийся
«в свободе его носителей не подчиняться желаниям и настроениям
большинства»
3
.
Безусловно, элитарный характер демократии, о котором говорит
значительная часть политологов (выражаясь терминами забытой
учебной дисциплины научного коммунизма), антиномичен архитек-
туре общественного устройства, воспроизводящего социальное ра-
венство и уже тем более открывающего возможность широким мас-
сам участвовать в принятии политических решений.
Таким образом, логика когнитивного поиска механизма демокра-
тической режимной трансформации постсоветских республик тре-
бует не тривиальной адаптации «шаблонов и лекал», извлеченных
из теоретического и практического наследия Запада, но обращения
к факторам и условиям, способным инициировать качественные из-
менения политического порядка, обеспечивающего его «дрейф» из
«сумеречной зоны» в сторону «гражданского участия». В этом отно-
шении бесконечные упражнения в «исчерпывающем» определении
содержания актуальных постсоветских режимов малопродуктив-
ны и не несут конструктивного смысла. Тем более что «образец»,
с которым обычно сравнивается их нынешнее «несовершенное»
устройство, все больше утрачивает общественную привлекатель-
ность населения посткоммунистических стран.
Неприятие электоральной конкуренции западного образца, обес-
печивающей доступ к участию в политических решениях гражда-
нам и корпорациям, наделенным финансовым эквивалентом со-
циальной силы, подтверждает то обстоятельство, что лишь 13%
россиян высказываются за демократическую модель западного
устройства общества (в два раза меньше, чем 20 лет назад).
Очевидная нерелевантность воспроизводства постсоветской ре-
жимной трансформации по западному образцу вызвала к жизни
множество проектов общественного развития, включающих консер-
вативные коннотации или прямо указывающих на консервативный
выбор, и даже побудила представителей власти новых независимых
государств к публичным заявлениям на этот счет.
Например, лидер Казахстана Н.Назарбаев высказался о неприем-
лемости для Казахстана «глобального модернизационного проекта»
и предложил собственное видение «адаптированной модерниза-
ции», основанной на национально-культурных особенностях.