Стр. 47 - V

Упрощенная HTML-версия

Март, 2018
Геополитика Русской революции: вердикт альтернативной истории?
45
составной частью в род человеческий, а существуют лишь для того,
чтобы преподать великий урок миру. Конечно, не пройдет без следа
и то наставление, которое нам суждено дать, но кто знает день, когда
мы вновь обретем себя среди человечества и сколько бед испытаем
мы до свершения наших судеб?»
7
.
В этом действительно оказался большой исторический смысл: без
«советского вызова» не было бы послевоенной «социализации» за-
падноевропейской экономики. В том же русле развивалась Америка
в результате «нового курса» Ф.Д.Рузвельта и послевоенных мер пра-
вительства, связанных с демобилизацией (достаточно сказать, что
причастные к ипотечному кризису 2008 г. жилищно-ипотечные кор-
порации «Фредди Мак» и «Фанни Мэй» были не чем иным, как гос-
предприятиями, элементами социалистической экономики).
Трудно сказать, на каких путях по обе стороны Атлантики реша-
лась бы проблема вызревшего в канун Первой мировой войны сис-
темного кризиса западного общества, связанного в том числе с тем,
что Зб.Бжезинский назвал «массовым политическим пробуждением».
Фашизация в разных областях, включая опыт перонизма в Аргентине,
и засилье мафии в профсоюзном движении Америки подсказывают
альтернативные пути (в послевоенной Италии мафия была фактиче-
ски интегрирована в то, что мы бы сейчас назвали «системой»). Да
и сам нацизм не стал ли он примером того, куда не надо развивать-
ся западному обществу, своего рода экспериментом, поставленным в
контролируемых при решающей роли России условиях (если просто
не за наш счет)? Надо полагать, логика истории была в том, чтобы из-
гнать этого беса европейского самосознания на его же почве (по су-
ществу это явление мало чем отличалось от того, что творилось в ко-
лониях, включая рабовладение и работорговлю).
В той же России имелся аналогичный, но весьма ограничен-
ный и запоздавший опыт контроля властей над рабочим движени-
ем и поддержания социального мира в форме организации Гапо-
на и зубатовщины. Но к нацизму Россия/Советский Союз не имели
никакого отношения. Ницше - не Шопенгауэр, который действи-
тельно оказал влияние на российское освободительное движение.
Ницше, а он наряду с морфологией Гёте является источником ана-
лиза О.Шпенглера
8
, дал основание Ф.Фукуяме сказать о том, что за-
падная философия до сих пор не преодолела отрицания равенства
человеческого достоинства
9
. Тогда, наверное, легче согласиться с
Пушкиным, который стал фокусом синтеза русской «задушевности»