Стр. 69 - V

Упрощенная HTML-версия

Март, 2017
Приоритеты и изъяны одного великого проекта
67
Но, признав обоснованность таких установок, нельзя игнориро-
вать реалии жизни, которые не всегда совпадают с идеальными кон-
струкциями и при реализации сталкиваются с множеством неожи-
данных подводных камней.
Метафорически говоря, мина замедленного действия в основание
Евросоюза была заложена в самом учредительном его документе -
Маастрихтском договоре 1992 года. Как представляется, проблема
состоит в том, что сами по себе объективные тенденции, характер-
ные для глобализации, получив одностороннее толкование, были
использованы политической элитой ведущих стран - членов Евро-
союза для обоснования необходимости концентрации усилий на со-
здании условий политической интеграции стран региона вплоть до
формирования своего рода наднационального супергосударства в
форме Соединенных Штатов Европы.
Как бы во исполнение данной установки в мае 2004 года достоя-
нием общественности стал конфиденциальный доклад под названием
«Создавая политическую Европу», подготовленный специально сфор-
мированной для этой цели группой экспертов во главе с бывшим ми-
нистром экономики и финансов Франции Д.Стросс-Каном по личному
указанию тогдашнего главы Еврокомиссии Р.Проди. Свою главную за-
дачу авторы доклада видели в обосновании необходимости создания
единого европейского супергосударства на федеративных началах -
Соединенных Штатов Европы. Как известно, в процессе реализации
был разработан проект Конституции Евросоюза, который к 2005 году
согласовали и подписали все государства - члены Союза.
Более того, речь шла о попытках фактической денационализа-
ции национальной идентичности и формирования на ее основе
некой единой европейской идентичности. А это, в свою очередь,
предполагало формирование единого гражданства и единого наро-
да Евросоюза. Абстрагируясь от истории данного вопроса, считаю
уместным напомнить, что в юридически-правовом смысле инсти-
тут европейского гражданства был учрежден Маастрихтским до-
говором. Согласно ч. 2 ст. 8 консолидированной версии Договора
о Европейском союзе, «гражданином Союза является каждое лицо,
имеющее гражданство государства-члена. Гражданство Союза до-
полняет собой национальное гражданство и не подменяет его»
2
.
Амстердамский договор 1997 года внес новую редакцию данной
статьи: «Настоящим устанавливается гражданство Союза. Каж-
дый человек, имеющий гражданство государства-члена, является