Стр. 88 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Марселу Безерра
82
шение социальных проблем и проблем оргпреступности, «План
Колумбия» приобрел откровенно милитаристский характер после
событий 11 сентября и одобрения «Доктрины Буша». С самого на-
чала он стал объектом критики со стороны соседних с Колумбией
стран, прежде всего Венесуэлы, Эквадора и Бразилии.
По мнению бразильского политолога и дипломата Андре Данхе-
ма де Каcтро, встреча президентов Клинтона и Пастраны на пере-
говорах по «Плану Колумбия» в 2000 году имела символический и
саморазоблачительный характер: «Она закрепила выбор в пользу
односторонности, попыток снизить эффект встречи в верхах юж-
ноамериканских президентов, проходившей в то же самое время, и
подтвердила планы США в деле расширения сферы их геополити-
ческого влияния за пределы Карибского региона. Это был признак
внешней политизации войны в Колумбии»
30
. Без сомнения, новое
партнерство НАТО - Колумбия вызывает вопросы об уровне связи
Колумбии с региональным южноамериканским проектом обороны и
о будущем отношений между НАТО и Южной Америкой.
НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ДОКТРИН ОБОРОНЫ
Есть отличия сотрудничества НАТО и других стран с Россией
(скажем, в рамках программы «Партнерство ради мира» и Совета
Россия - НАТО) и сближения между НАТО и той или иной южно-
американской страной. Последнее требует объяснений. Россия - ве-
ликая держава, которая граничит со странами НАТО и разделяет со
странами - членами этого блока одно европейское геополитическое
пространство. По своей природе Россия является противовесом
НАТО в регионе и его необходимым партнером. В контексте Юж-
ной Америки соседство с НАТО, скорее, опосредованно, как, напри-
мер, отношения между Аргентиной и Великобританией в связи с
Мальвинскими (Фолклендскими) островами или в связи со стабиль-
ными отношениями между Бразилией и Суринамом с Французской
Гвианой. Ни одно из южноамериканских государств не является ве-
ликой военной державой, а все они находятся в геополитическом
пространстве, которое было объявлено зоной, свободной от атомно-
го оружия по Договору Тлателолко, признанному ООН.
С учетом регионального мира, который мало сочетается с при-
сутствием НАТО, формирование Южноамериканского совета обо-