Стр. 89 - V

Упрощенная HTML-версия

Март, 2016
Как далеко намерена продвинуться НАТО?
83
роны (ЮАСО) в 2008 году с участием всех 12 стран субконтинента,
имеет чрезвычайное значение, ибо он является инструментом ин-
теграции в области обороны между государствами Южной Амери-
ки. ЮАСО преследует цели укрепления зоны мира и сотрудничест-
ва на субконтиненте, разработки общей идентичности и укрепления
регионального сотрудничества в области обороны
31
.
В истории оборонных отношений Южной Америки речь идет о
первой организации, исключительно обращенной к собственному
субконтиненту, Совет запрещает участие в нем какой бы то ни было
страны, «посторонней для региона», с четкой отсылкой к США. Вот
именно в этом контексте НАТО пытается укрепить свои позиции в
южноамериканском пространстве.
Что касается партнерства с НАТО, то в этом усматривается яв-
ная несовместимость между оборонительными доктринами, ха-
рактеризующимися невмешательством и сотрудничеством юж-
ноамериканских стран, основанными на оборонном реализме, и
интервенционистской и агрессивной доктриной НАТО, разрабо-
танной с ориентацией на постулаты либерализма, но придержива-
ющейся принципов в духе наступательного реализма. Это коренное
различие делает «сотрудничество во имя безопасности» между юж-
ноамериканскими странами и НАТО практически невозможным.
В случае с Колумбией наблюдается противоречие между ее ста-
тусом «глобального партнера» в НАТО и ее оборонительной до-
ктриной, которая, хотя и имеет в виду в основном вопросы внутрен-
ней безопасности, не забывает при этом упомянуть «колумбийскую
традицию уважения международного права»
32
. Что касается Брази-
лии, то трудность гипотетического сближения этой страны с НАТО
начинается с несовместимости между интервенционистским поли-
тическим характером доктрины НАТО и неинтервенционистской
оборонной доктриной Бразилии. Кроме того, бразильская стратегия
обороны предполагает формирование южноамериканского регио-
нального сообщества безопасности и создание национальной инду-
стриальной базы в виде предприятий ВПК.
Очевидно, что вступление в НАТО означало бы отказ от поисков
индустриальной автономии и приспособление бразильской оборонной
промышленности к стандартам НАТО с непредсказуемыми последст-
виями для технологического (и политического) суверенитета страны.
Статья IV Конституции Бразилии
33
отмечает ее приверженность
принципу невмешательства, этот же принцип закреплен также в