Стр. 142 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Радик Гиматдинов, Ильдар Насыров
140
тельства российским регионом, может быть как межрегиональным - с
регионом в составе иностранного государства, так и «диагональным»
- между субъектом Российской Федерации и органом государственной
власти иностранного государства. Тем более что статьи 1 и 8 упоми-
наемого федерального закона №4-ФЗ допускают заключение подобных
соглашений только при соблюдении более сложной процедуры согла-
сования с принятием окончательного решения на уровне правительства
Российской Федерации.
Однако третий пункт статьи 10 закона №4-ФЗ разъясняет, что от-
крытие представительств субъектов Российской Федерации на тер-
риториях иностранных государств производится на основе согла-
шения между соответствующим органом государственной власти
субъекта Российской Федерации и правомочным органом субъекта
иностранного федеративного государства или правомочным орга-
ном административно-территориального образования иностранного
государства, то есть только на основе межрегионального междуна-
родного документа.
Это уточнение приводит к ряду юридических коллизий в ходе
практической работы по открытию зарубежных представительств
субъектами Российской Федерации.
Так, далеко не все административно-территориальные образова-
ния в составе иностранных государств имеют право на подписание
международных соглашений даже межрегионального уровня. Среди
стран СНГ это, например, Туркменистан или Узбекистан. Поэтому
существующий порядок в ряде случаев фактически не предоставля-
ет возможности открывать зарубежные представительства регионов.
Более того, поскольку зарубежное представительство субъекта
Российской Федерации открывается в целях реализации межрегио-
нального соглашения, то совершенно логичным представляется тре-
бование МИД России к ограничению в положении о создаваемом
представительстве региона его деятельности территорией единст-
венного административно-территориального образования иностран-
ного государства, с которым подписано соглашение.
Таким образом, даже если российский регион сможет подписать
соглашение, являющееся правовой основой для открытия его пред-
ставительства на территории иностранного государства (точнее, на
территории одного из регионов в его составе), то для представления
торгово-экономических, культурных и иных интересов субъекта РФ
на всей территории этого иностранного государства следует подпи-