Стр. 130 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Андрей Скачков
128
рироваться на «западноевропейском альянсе» и «католическо-про-
тестантском блоке», по сути, игнорирует стратегический расчет
Вашингтона на вовлечение в евроатлантическую орбиту восточ-
ноевропейских православных государств. За бортом «западной
цивилизации» и, следовательно, ареала американского влияния в
этом случае оказываются также два других столпа выстроенной
США геополитической системы - Япония и Израиль, отмеченные
С.Хантингтоном печатью «инокультурности»
1
.
Трудно здесь не согласиться с Е.П.Бажановым, что национальные
интересы в мировой политике, как показывает история последних
десятилетий, никто не отменял. Именно они остаются определяю-
щими в формировании базовых внешнеполитических и экономиче-
ских векторов современности. Хотя межэтнический и религиозный
факторы привнесли свои особенности, «наиболее мощные державы,
как и прежде, борются за лидерство, стремясь привлечь под свое
крыло (и кнутом, и пряником) средние и малые страны»
2
.
Что же касается общей направленности вектора глобализации в
культурной сфере, то он, без всякого сомнения, носит преимуще-
ственно англосаксонскую (читай - американскую) направленность.
Это представляет немалую угрозу для более слабых локальных
культур. Происходит навязывание чуждых историческому опыту и
духовности этих народов стереотипов, образа жизни, политических
и экономических моделей развития.
Некоторые политологи явно утрируют ситуацию в области разви-
тия мировых культур, утверждая, что глобализация является продук-
том некоей спланированной линии конкретных групп влияния или
государств, осуществляемой для подчинения себе мирового культур-
ного пространства в коммерческих и политических целях. Другими
словами, рисуется сценарий заговора планетарного масштаба.
Например, известный российский философ и писатель А.Зино-
вьев считает, что «идея глобального общества - это лишь идеологи-
чески замаскированная установка западного мира, возглавляемого
США, на установление своего господства над всем человечест-
вом»
3
. Американский политолог Дж.Грей также подозревает, что так
называемое «глобальное laissez-faire» на самом деле не что иное,
как «национальный американский проект» и, по существу, «новая
форма культурной колонизации»
4
.
Трудно отрицать, что сегодняшний мир столкнулся с тотальным
доминированием США не только в области языка, киноискусства,