«Международная жизнь»
Ɉльɝа Ʌеɛедева
56
том, чтобы усомниться в действенности тех преобразований, кото-
рые претворялись в жизнь все это время.
Реформа Совета Безопасности ООН, начавшаяся в конце 80-х го-
дов прошлого века, была направлена прежде всего на расширение
числа участников Совета и обеспечение доступа к членству в нем
как можно большего числа государств, входящих в Организацию
Объединенных Наций. В рамках такого расширения некоторые из
постоянных членов Совбеза видят и непосредственное расширение
инструментария Совета, который может быть использован для ре-
шения стоящих перед ним задач. Так видят перспективы расшире-
ния ООН из Вашингтона [2, с. 210], где в качестве приоритетных
характеристик новых членов Организации рассматривают высокие
показатели, достигнутые в следующих областях:
1. Военная мощь.
2. Экономический потенциал.
3. Демографические показатели.
4. Ценностные и мировоззренческие приоритеты.
Военная мощь там выступает как гарантия способности госу-
дарств принимать участие в миротворческих и других силовых опе-
рациях, направленных на поддержание мира и стабильности. Такой
подход вызывает массу вопросов и не может быть признан состо-
ятельным по целому ряду причин. Главным стоит обозначить само
понятие военной мощи и того, насколько она может быть конвер-
тирована в миротворческие операции. Важно помнить, что совре-
менные армии крупнейших государств - это в значительной мере
стратегические силы, которые бесполезны для реализации задач по-
лицейского или миротворческого характера [5]. Более того, нередко
государства, располагающие достаточно современными и дорого-
стоящими вооружениями, а также офицерским кадровым составом,
обученным ведению боевых действий с самой современной техни-
кой, оказываются бессильны в решении тех задач, которые прихо-
дится решать Совету Безопасности ООН [11].
Задачи такого рода, как правило, могут быть решены только спе-
циальными подразделениями, способными выполнять полицейские
функции и проводить задержание преступников или пресекать пре-
ступления на территориях иностранных государств, где им может
оказываться противодействие со стороны приверженцев преступ-
ных политических групп. Стоит отметить, что содержание такого
контингента, как и его подготовка, пусть и достаточно затратные