Стр. 56 - V

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Ɉльɝа Ʌеɛедева
Введение экономических или технологических санкций исполь-
зуется Советом Безопасности ООН существенно реже, но также мо-
жет быть отнесено к числу инструментов воздействия на политиче-
ские силы, которые:
1. Склоняются к реализации своих политических целей преступ-
ными методами.
2. Пренебрегают правами человека на территориях, которыми ру-
ководят.
3. Опираются на ксенофобские настроения в обществе для укре-
пления своей власти или получения высоких рейтингов во время из-
бирательных кампаний.
Результативность санкционного давления далеко не бесспорна.
Да, такие механизмы позволяют сократить возможности преступ-
ной деятельности узурпировавших власть или стремящихся к этому
групп политического влияния, однако это далеко не всегда приводит
к их краху. Если же рассматривать защиту прав и свобод человека
в качестве основной цели санкционного давления, то подобную по-
литику и вовсе придется признавать провальной. Санкции нередко
приводят к падению уровня жизни целых народов, лишая их совре-
менного медицинского обслуживания, полноценного питания и дру-
гих благ цивилизации, что в конечном счете значительно сужает их
возможности по обеспечению права на жизнь или же вовсе лишает
их этого права.
Таким образом, введение экономических санкций не снимает
проблемы нарушения прав человека на отдельных территориях, но
лишь усугубляет их, расширяя количество пострадавших и умножая
их страдания. Введение санкций на поставку вооружений или воен-
ных технологий здесь могло бы оказаться эффективным инструмен-
том ослабления преступных политических сил, но данные запреты
выполняются лишь до известной меры, когда присутствие двух-трех
посредников становится достаточным для покупки запрещенного
оружия или технологий. Такие посредники далеко не всегда оста-
ются в тени, но штрафные меры к ним применяются довольно ред-
ко, когда речь заходит либо о вопиющих случаях, либо когда работа
этих посредников противоречит интересам США, Великобритании
или другого государства, способного проводить полицейские спец-
операции за рубежом.
Отсутствие у Совета Безопасности ООН такого инструмента
представляет его работу в значительной мере декларативной, пока